Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Bykova I.E. И.Е. Быкова 16 №1 Но особенную публицистичность, агитационность можно обнаружить в ранних стихах военной поры. Как и К. Симонов, которому принадлежит авторство фразы «Убей немца!», И.Эренбург подхватывает это знамя. Призывно, бескомпромиссно звучит стихотворение 1942 года «Убей!»: Как кровь в виске твоем стучит, Как год в крови, как счет обид, Как горем пьян и без вина, И как большая тишина, Что после пуль и после мин, И в сто пудов, на миг один, Как эта жизнь — не ешь, не пей И не дыши — одно: убей! За сжатый рот твоей жены, За то, что годы сожжены, За то, что нет ни сна, ни стен, За плач детей, за крик сирен, За то, что даже образа Свои проплакали глаза, За горе оскорбленных пчел, За то, что он к тебе пришел, За то, что ты — не ешь, не пей, Как кровь в виске — одно: убей! [7, с. 170] Так же, как и предыдущее стихотворение, «Убей!» почти лишено изобразительно-выразительных средств. Здесь нет яркой картины разрушенной страны, здесь есть приказ, и, как из панорамы, лирический герой выхватывает отдельные штрихи. Есть ли здесь сам лирический герой, которого мы находим в стихотворениях классического стиля? Нет. Здесь он сливается с образом автора, его оценкой и его призывом. Призывность, публицистичность стихотворению придают синтаксические конструкции – ряды однородных членов предложения (они привносят динамику и детализацию в изображаемое); анафора, которая делит стихотворение на две части – чувство гнева (первая часть, союз «как») и причину приказа «Убей» (вторая часть, предлогиуказательное местоимение «за то»). Все стихотворение состоит из двух восклицательных предложений, что подчеркивает серьезность приказа. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, используется парная рифмовка. Такой способ организации стихотворных строк делает стихотворение четким, динамичным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=