Время Науки. 2015. Выпуск 1 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 2015 13 стихотворений времен Великой Отечественной войны, довоенных и послевоенных. Лирика Эренбурга отличается особенным стилем, сродни его публицистическим статьям. На момент начала изучения поэтического творчества И. Эренбурга работ в этой области практически не было. Эренбург-публицист привлекал исследователей, Эренбург-поэт остался за гранью изучения. Анализ каталога диссертаций Российской Государственной библиотеки показал, что за последние десять лет появилась только одна работа, касающаяся лирики И. Эренбурга, – диссертация Грибоедовой А.В. «Творчество И. Эренбурга 1920-х гг. Проблематика и поэтика», опубликованная в 2015 году. Лирика военных лет так и осталась неизученной. Изучая поэзию И. Эренбурга 1941 – 45 гг., мы опирались на собственные исследования, статьи С. Наровчатова «Илья Эренбург – поэт» и Л. Мартынова «Поэзия Ильи Эренбурга», монографии Г.И. Лубянской «Три лика лирики» и «Разноликая лирика». Интерес к военной поэзии И. Эренбурга, изучение ее образности, стилистических особенностей очень помогает в школьной практике. Во- первых, имя поэта звучит с новой силой, во-вторых, мы согласны с позицией С. Наровчатова: «А в стихах все горячее с пылу, все – каждодневная исповедь. Нет имен, нет происшествий, зато есть большее – события, время и свое отношение к ним. Вы прикасаетесь к обнаженному нерву века, и он напрягается, дрожит, вибрирует под вашими пальцами» [6, с. 11]. Изучать военную лирику все равно, что разглядывать фотографии в семейном архиве или перечитывать пожелтевшие страницы фронтовых писем, – в ней столько боли, радости, настоящих искренних чувств, настоящей гордости и мужества. Предметом нашего исследования является стиль поэзии И. Эренбурга 1941–1945 гг. Г.И. Лубянская, монографии которой послужили основой наших исследований в области стиля, определяет его как категорию художественной формы: «Нетрудно понять, что индивидуальный стиль в поэзии – это всегда неповторимое сочетание самых разных фонетических, лексических, ритмико-синтаксических, интонационных средств воплощения образной мысли, ее композиционного построения и стихотворного выражения. Только когда все эти элементы стиля выступают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=