Время Науки. 2014. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science усматривал в данном понятии не просто субъективную целостность, выражающуюся во «внутреннем единстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих движений», но видел в нем связь с Абсолютом. В.В. Зеньковский предполагал, что оно является интерпретацией идеи «Царства Божия», указывая лишь на одно значительное отличие: у В.С. Соловьева понятие «цельная жизнь» мыслится не как благодатное (т.е. свыше) преображение жизни, а как окончательный фазис исторического развития» [4]. Для В.С. Соловьева Абсолютное не отделяется от космоса, оно как бы впечатывается во все, оставаясь при этом единым. Будучи «последней основой всякого бытия», Абсолютное и космос «единосущны» [4]. Важно подчеркнуть нераздельность Абсолютного от вещественного мира. В.В. Зеньковский отмечал и обратную закономерность: «невозможно мыслить Абсолютное вне мира» [4]. Анализируя учение Вл. Соловьева, В.В. Зеньковский о метафизике Всеединства писал как о «модернизированном пантеизме, идущему к монизму» [4]. Л.И. Шестов рассматривал творчество В.С. Соловьева в особом парадоксальном ракурсе: как поиск Бога. Его система обнаруживает в себе черты философской проблематики, характерной для собственной философии Л.И. Шестова – вечного противостояния между Афинами и Иерусалимом, религиозной истиной и рациональным знанием. Положительная оценка личности и творчества В.С. Соловьева совмещается у Л.И. Шестова с отрицательным отношением к метафизике Всеединства, которую он воспринимал как рационализацию религии, попытку поставить на место Бога Авраама, Исаака и Иакова бога философов и ученых [7]. В более позитивном ключе рассматривал творчество В.С. Соловьева другой представитель отечественного экзистенциализма - Н.А. Бердяев. Для него основным произведением Соловьева являются «Чтения о Богочеловечестве», с их основной идеей интенции преображения мира. Этим по его мысли объясняется гуманизм и творческий оптимизм Соловьева,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=