Время Науки. 2014. Выпуск 4 - The Times of Science

Kuznetsova S.I. С.И. Кузнецова методов с мистическим познанием [3, с.449-507]. Абсолютное предстает как «ничто и все, поскольку оно не есть что- нибудь, и всё, поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь» [3, с. 449- 507]. Особенностью Абсолютного является то, что любое существование по отношению к нему рассматривается как «его другое». Если бы это последнее им отвергалось, то абсолютное в таком случае приобретало бы границы и сделалось ограниченным. Таким образом, Н.О. Лосский заключал, что оно есть «единство себя и своего отрицания» [3, с. 449-507]. Из этого следует двойственность абсолютного, заключающаяся в существовании абсолютного начала самого в себе, которое выше бытия, и характеризующаяся как «положительная потенция существа» и «отсутствия существования», стремление к нему, которое представляет «отрицательную непосредственную потенцию» или первую материю [3, с. 449-507]. Следует отметить взаимосвязь этих двух «полюсов» абсолютного начала. Первая материя всегда имеет невидимую связь с абсолютным. Именно поэтому множественный мир неразрывно связан со всеединством. Н.О. Лосский указывал на это, говоря о том, что «каждое существо есть сила, т.е. самостоятельный центр деятельности, а с другой стороны - носитель идеи божественного всеединства» [3, с. 449-507]. Таким образом, человек наделен индивидуальным характером, но и разумной целью деятельности. Н.О. Лосский писал, что, по мнению В.С. Соловьева, человек способен достичь полноты бытия путем «взаимопроникновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу и Богу» [3, с. 449-507]. Именно любовь мыслится как соединяющее звено, благодаря которому мир может обрести единство. Это всеединство мир может достичь в становлении, а Бог, таким образом, есть «абсолютное сущее». В.В. Зеньковский в работе «История русской философии» определил понятие «цельной жизни» как основное в философии В.С. Соловьева. Автор

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=