Время Науки. 2014. Выпуск 4 - The Times of Science

Kuznetsova S.I. С.И. Кузнецова В целом Е.Н. Трубецкой дал очень высокую оценку метафизике Всеединства, объясняя отдельные терминологические неточности характером и условиями жизни выдающегося русского философа. С.Н. Булгаков рассмотрел метафизику Всеединства В.С. Соловьева как возможность преодоления мировой разрозненности, а учение о положительном всеединстве воспринимал как форму универсального религиозно-философского синтеза. По мысли С.Н. Булгакова, вера в системе В.С. Соловьева становится элементом теории познания. С.Н. Булгаков, в отличие от Е.Н. Трубецкого, положительно оценивал такие особенности метафизики Соловьева, как спиритуализм, учение о всеобщей одушевленности мировой субстанции и монадологию [2, с. 223]. С.Л. Франк осмыслял творчество В.С. Соловьева как особое видение божественной первоосновы мира. Однако он, как затем и Н.О. Лосский, негативно воспринимал пантеистические элементы метафизики Всеединства (гипостезирование мира в божественное существо) и акцентировал внимание на богочеловечности и эсхатологизме как основных характеристиках творчества философа. Одним из основных исследователей творчества В.С. Соловьева являлся Н.О. Лосский. Он выделял несколько этапов в творчестве русского мыслителя. 1 период (до 1882 года). Он характеризовался увлечением Соловьева теософией. В это время философ говорил о возможном осуществлении Софии в мире через христианскую теософию, т.е. через познание Бога и его отношения к миру. Основными работами этого периода были: «Чтения о Богочеловечестве» и «Религиозные основы жизни». 2 период (после 1882 г.). Важной особенностью этого периода являлись размышления В.С. Соловьева о преобразовании мира через установление справедливого порядка и государственного устройства. По его мнению,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=