Время Науки. 2014. Выпуск 4 - The Times of Science

Время науки The Times of Science стремление к наглядности (сближение идей с действительными вещами) и провиденциализм (обусловленность любой абстрактной идеи конечными судьбами мира и человека). Особое внимание Е.Н. Трубецкой уделил учению В.С. Соловьева о Всеединстве (Абсолютном, Безусловном). В системе философа имеет место предполагание абсолютного, с чем связано все существование мира и человека. Цель В.С. Соловьева - свободная теургия синтез Абсолютного и относительного в человеческом творчестве, для чего необходимо понять все как целое с Абсолютным (Всеединое). Это составляет одну из самых сложных концепций мыслителя, поскольку истинно сущее, трансцендентное нашей мысли и жизни должно стать имманентным ей [1]. Поэтому В.С. Соловьев отрицает чистые формы имманентизма (эмпиризм и рационализм) и понимает бытие как соединение первого и второго абсолюта. Первый Абсолют (безусловный), второй становящийся (Все). Эта концепция вызвала много споров, поскольку наличие второго Абсолюта свидетельствует о несовершенстве первого, о неполном различении Бога и мира. Концепция «второго становящегося» Абсолюта есть образец диалектики В.С. Соловьева. В первом Абсолюте второй становящийся Абсолют существует как его другое, через которое первый Абсолют определяется (полагает себя). Это учение помогает мыслителю объяснить происхождение зла и препятствует отождествлению Абсолютного первоначала и мира, Сущего и бытия. Е.Н. Трубецкой в целом положительно оценивал концепцию «двух» Абсолютов, однако считал, что в этом учении В.С. Соловьева есть влияние концепции Ф.В.Й. Шеллинга, то есть имеет место пантеистическое восприятие Бога и мира как сущности и явления. «Второй» абсолют совмещает в конкретном бытии относительно единое (все) и относительно многое (части). По мысли Е.Н. Трубецкого, философ имел в виду прогрессивное развитие (восхождение) второго Абсолюта к первому, в котором нельзя отрицать пантеистические тенденции в целом теистической позиции В.С. Соловьева. Е.Н. Трубецкой считал, что ключевой интенцией творчества мыслителя является интуиция единства во множестве.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=