Время Науки. 2014. Выпуск 3 - The Times of Science

Время науки The Times of Science фигура плакальщицы, указывающей на атрибуты смерти; на южном фасаде надгробия – текст с именем и датами жизни погребенного; на северном - эпитафия (стихотворное выражение скорби и печали); западная сторона отведена для христианской темы (изображение евангельских сюжетов либо молитва «Господи, прими дух мой с миром») [1]. Надгробия типа «жертвенники», «колонны» и «конусы» относятся явно к стилю ампир, последнему этапу классицизма, и продолжает сохраняться в эпоху романтизма. Что касается саркофагов, то соединение в их декоративной системе элементов классицизма с ярко выраженной христианской тематикой позволяет отнести их к новому стилевому течению, возникшему в русском искусстве этого времени, - к эклектике. Тип надгробия жертвенник установлен на могиле Васильева и представляет собой вариацию языческого алтаря. Само надгробие имеет прямоугольную форму с нанесенными на него сюжетными композициями (Плакальщицы, Георгий Победоносец). Завершение жертвенника крышка с фронтонами по четырем сторонам, на которых могут быть расположены религиозные символы: Хронос (песочные часы), всевидящее око. Надгробные памятники середины XIX века характеризуются сменой типов надгробий: постепенно исчезают жертвенники, конусы и колонны, но возникают новые – стелы, аналои, «часовни», «проросшие кресты». Форма саркофага становится проще, как и декор: на фасадах вместо «букетов» или фигур плакальщиц размещаются рельефные розетки в виде цветков подсолнухов. На захоронении Такшиной установлено надгробие – проросший крест (см. рис. 7). Оно символизирует виноградную лозу, как один из символов христианства, а так же смерть после жизни и вечное колесо жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=