Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Teterin I.I. И.И. Тетерин 76 2014 многозадачность, беглость, гибкость, подвижность, интенсивность мыслительных операций, высокая скорость обработки информации, оригинальность, оперирование смысловыми единицами любой формы, длины и сложности, высокий уровень обобщенности и опосредованности, выявление связей и закономерностей между предметами и явлениями, построение теоретических моделей, мотивированность, позитивный эмоциональный фон интеллектуальной деятельности. Такое мышление позволит его обладателю продуктивно потреблять и усваивать современный поток информации и, вместе с тем, обеспечит сохранение и развитие его способностей к творческой и аналитической деятельности. Как назвать мышление, обладающее подобным набором характеристик? Не возьмем на себя смелость предложить какой-либо новый однозначный термин. Но подчеркнем, что это мышление теоретического уровня, оперирующее, тем не менее, не только абстрактными понятиями, но и обобщенными образами. Мы полагаем, что целенаправленный процесс формирования данного типа мышления возможен в современном образовательном процессе с опорой на общие характеристики: КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Предпочтение нетекстовой (визуальной) информации Образная адаптивная гибкость Оперирование обобщенными абстрактными образами Именно эффективное оперирование информацией в визуальной форме может стать «мостиком» от клипового мышления к творческому и теоретическому. Один из путей формирования нового мышления - обучение синтезу схематического, «панорамного» образа, фиксирующего наиболее существенные информативные характеристики объекта. Примером подобного обучающего задания могут быть так называемые «интеллект-карты» (mind-map). Создание интеллект-карты - задача, итогом решения которой, является разработанная система, целостность или структура, отражающая ключевые позиции темы. В рамках пилотного этапа исследования мы проанализировали 31 задание в форме интеллект-карт, выполненные студентами нашего университета: 25 работ студентов направления подготовки «Педагогическое образование» факультета математики, физики и информатики и факультета иностранных языков в рамках

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=