Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Belova A.A. А.А. Белова 66 2014 коммуникативной деятельности: коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество (кооперация), коммуникация как условие интериоризации. Под коммуникацией как взаимодействием подразумевается потребность в общении и способность младшего школьника устанавливать контакты, налаживать отношения со сверстниками и со взрослыми, положительное отношение к общению с людьми, ориентация на собеседника, умение его слушать и слышать. Коммуникация как кооперация - это владение универсальными учебными действиями, согласовывающими усилия по достижению общих целей общения; действиями, организующими совместную деятельность. Необходимыми условиями такой деятельности является ориентация на партнера по деятельности. Коммуникация как условие интериоризации ‒ это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии (интериоризация – переход извне внутрь, осознание и усвоение полученного извне содержания речи). Следовательно, формирование коммуникативных учебных действий у современных школьников является важной образовательной задачей уже с первых лет обучения. Оно осуществляется на любых уроках, а уроки литературного чтения благоприятствуют названному процессу, так как позволяют включать детей в активное речевое взаимодействия при работе с текстами и обсуждении различных жизненных и литературных ситуаций. Литературное чтение закладывает фундамент формирования умений коммуникативного взаимодействия, так как в процессе анализа художественного произведения у младших школьников появляется возможность пристально вглядываться в литературных героев и друг в друга. Учебные действия коммуникативного взаимодействия на уроках литературного чтения обеспечивают совершенствование основных видов речевой деятельности(слушания,чтения, говорения и письменной речи). Уроки литературногочтения благоприятствуют решениюназванных задач, так как позволяют включать детейв активное речевое взаимодействиеприработестекстамииобсужденииразличныхжизненныхилитературныхситуаций. Анализ методической литературы позволил выделить следующие умения коммуникативного взаимодействия, формируемые у младших школьников на уроках литературного чтения: умение формулировать собственное мнение и позицию; умение задавать вопросы; умение строить понятные для партнёра высказывания; умение строить монологическое высказывание; умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение слушать собеседника.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=