Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 59 2014 культуры – это ключ к пониманию своеобразия национальной культуры, ментальности народа, это всегда некие константы, они не зависят от моды. Ключевые слова эпохи , по-видимому, не могут претендовать на статус культурной константы. М.Кронгауз отмечает, что за последнюю четверть века «мы пережили минимум три словесных волны: бандитскую, профессиональную и гламурную, а в действительности прожили три важнейших одноименных периода, три, если хотите, моды, разделить которые позволяет наш родной язык [1, с. 33 – 34]. Ключевые слова эпохи аккумулируют яркие приметы времени и этим родственны модным словам , сленгу. Мода, как известно, склонна меняться, сленг, как характерная черта речи определенного поколения, быстро архаизируется, исчезает вместе с поколением его носителей. Таким образом, ключевое слово культуры кодирует устойчивые культурно маркированные смыслы, ключевое слово эпохи – доминантные смыслы определенного периода жизни общества, развития культуры. Соответственно: изучение ключевых слов культуры позволяет описать константы языковой ментальности, ядро языковой картины мира, а изучение ключевых слов эпохи помогает понять суть динамических процессов, происходящих в национальной культуре и в ментальности народа – носителя и творца языка. Следует заметить, что нет никакого конечного множества ключевых слов эпохи . Главный критерий объективности включения того или иного слова, того или иного выражения в группу ключевых или модных слов – это параметр частотности, активности употребления. Слова или выражения, обозначающие значимую реалию, новое или ставшее важным понятие, быстро тиражируются в традиционных и электронных средствах массовой информации. Интернет-коммуникация способна в течение весьма непродолжительного периода времени превратить неологизм в общеупотребительное слово, переместив его из зоны пассивного словаря в ядро активной лексики. Активно развивающаяся в последние десятилетия корпусная лингвистика позволяет нам определить активность лексических и фразеологических единиц. Так, по данным Национального корпуса русского языка 1 , частотными в газетной публицистике последних лет являются следующие слова: креатив (194) 2 , гламур (197), шик (251) и его производные – шикарный (735), шикарно (203), попса (253), шоу-бизнес (413), передовой (616), дизайн (1844), имидж (2927), ресурс (3460), менеджер (6345). 1 См.: http://www.ruscorpora.ru/search-paper.html 2 В скобках указана частота употребления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=