Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Lugovskaya D.A. Д.А. Луговская 34 2014 Луговская Дарья Алексеевна Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого факультет русской филологии и документоведения (3 курс) Научный руководитель: кандидат филологич. наук, доцент Н.М Старцева. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ «СТИХИ К ПУШКИНУ» Аннотация: В статье анализируются особенности и художественные цели трансформации фразеологизмов в стихотворном цикле М.Цветаевой «Стихи к Пушкину». Исследование индивидуально-авторских преобразований фразеологических единиц необходимо для выявления особенностей их функционирования, а также для описания стилеобразующих черт произведений М.И.Цветаевой. Ключевые слова: трансформация фразеологизмов, фразеологический оборот, варьирование, поэтический цикл, лексическая замена, эксплицирование, имплицирование. Abstract: In article are analyzed particularities and artistic purposes of transformed phraseologisms in poetical cycle of M. Cvetaeva "Poetry to Pushkin". The research for individually-author's transformations of the phraseological units is necessary for revealing the particularities of their function and for description of style of M. I. Cvetaeva. Keywords: transformation, phraseologism, variation, poetical cycle, lexical substitution. а рубеже XIX – XX веков люди искусства особенно остро нуждались в нравственно-эстетической опоре, в человеке – вдохновителе, творческом авторитете. Поэтому не случайно обращение многих поэтов серебряного века к личности А. С. Пушкина. Не стала исключением и М. И. Цветаева, видевшая в его лице воплощение творца – настоящего человека, понимающего собеседника и друга. В центре её существования всегда была ось, опора – Пушкин. Именно с понимания Пушкина и его произведений, прочитанных ещё в раннем детстве, началось её понимание жизни вообще, жизни, возможной лишь в роли поэта. «Я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались...», - пишет она в эссе «Мой Пушкин»[10, с. 156]. Уже при жизни имя Пушкина стало мерой таланта, а после смерти окончательно превратилось в некий эталон, с которым сопоставлялось всё новое в Н

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=