Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science
Время науки The Times of Science 29 2014 Многие российские и зарубежные исследователи 5 считают, что советский праздник являлся политикой, а советское праздничное действо – специфической формой выражения господства государства и партии над народными массами. Официальные празднества являлись инструментом для популяризации политических целей и манипулирования людьми, одновременно являясь одним из каналов, через которые политика государства проводилась в жизнь [18, с. 7]. Так, массовый праздник служил мощным средством «внутренней советизации», выполнял функции, осуществление которых так или иначе укрепляло позиции советской власти и способствовало её распространению, будь то демонстрация экономических достижений, военной силы социалистического государства или пропаганда общественно полезных образцов поведения, т.е. репрезентировал советскую идеологию. Следует отметить, что проведение праздников лишь первоначально не было сферой жесткой государственной регламентации. Допускавшаяся местная и частная инициатива постепенно сокращалась до минимума, как и возможность проведения каких-либо неофициальных празднеств. Государственные праздники, насыщавшиеся идеологией, «перестали быть праздниками революционного народа, праздниками рабочих» [17, с. 300]. Праздники становились объектом тщательного планирования, разрабатывались детальные сценарии, регламентировавшие проведение праздничных мероприятий поминутно. Примером детализации может стать высчитанная оптимальная скорость демонстрационного шествия (составила 2, 25 вёрст в час), представленная в методическом пособии [19]. Праздничная культура очень быстро стала частью системы советской государственности. Так, уже к середине 20-х гг. с недисциплинированностью праздников было покончено. Зарубежный исследователь Ш. Плаггенборг отмечает, что интерес к таким праздникам и добровольное участие в них народных масс понизились. Празднества проходили, как «военные манёвры», их дисциплина была безупречной, всё было поднято на общегосударственный уровень. Едва успевшие оформиться, новые праздники были объявлены государственными мероприятиями. Уже с первых лет советской власти празднества характеризуются не только контролем со стороны большевиков, но и политическими «образами», политическим «языком», отличным от языка «масс» [17, с. 317-319]. 5 Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. М.: Прогресс, 1985; Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990; Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998; Плаггенборг Ш. Указ. соч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=