Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Sviridova E.G. Е.Г. Свиридова 26 2014 (Малышева С. Ю., Шаповалов С. Н., Багдасарян С. Д., Деканова М. К., Мордасова М. А.) 3 и зарубежные (Дж. фон Гелдерн, Петроун К., Плаггенборг Ш., Рольф М.) 4 специалисты продолжают изучать вышеназванную проблематику в настоящее время. Обратимся к определению праздничной культуры: это часть духовной культуры социума, включающая в себя совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в обществе в конкретно-исторических условиях [1, с. 4]. Процесс становления и развития советских праздников был длительным, и его этапы совпадали с основными периодами культурной революции в СССР [3, с. 166], т.е., коренного перелома, наступившего в жизни общества после событий Октябрьской революции 1917 г. Изменения в праздничной культуре в СССР подразумевали ликвидацию царской системы праздников, поиск новых праздничных форм выражения, праздничного календаря, праздничной символики, не вызывающей ассоциаций с прежним режимом. Одной из целей советской государственной политики в сфере праздничной культуры было ослабление влияния церкви на массовое сознание, так как в основе большинства праздников царской эпохи лежал церковный календарь, а сами они содержали в себе значительное количество религиозных компонентов. Одним из первых Декретов СНК РСФСР стал закон, принятый 20 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», в соответствии с которым провозглашалась свобода вероисповедания, а отправление государственных и публичных общественных мероприятий перестало носить религиозное сопровождение. Правительство провозгласило отделение церкви от государства и школы от церкви, запретило преподавание религиозных вероучений в общеобразовательных учебных заведениях, приравняло церковные и религиозные общества к иным частным обществам и союзам, запретив им пользоваться преимуществами и субсидиями от государства и объявив их имущество «народным современность . Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979; Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974. 3 Малышева С. Ю. Советская праздничная культура в провинции. Казань: Рутен, 2005; Шаповалов С. Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 1918-1930-е гг., Краснодар, 2012; Багдасарян С. Д. Методы социально-культурной политики советского государства в области преобразований традиционной праздничной культуры в селах и станицах юга России в 1920-е гг. // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2; Деканова М. К. Особенности восприятия советской праздничной культуры 1920-х. гг. // Вестник СамГУ. Самара, 2009. № 3; Мордасова М. А. Праздничная культура Южного Урала в 1917- 1941 гг.:дис. канд. ист. наук. Челябинск, 2005. 4 Geldern J. von. Bolshevik Festivals, 1917-1920. Berkeley and London: University of California Press, 1993; Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin - Bloomington: Indiana University Press, 2000; Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Рольф М. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=