Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 19 2014 всесторонне освещали деятельность РДМ в сфере образования. В обобщающих работах по истории РДМ в Китае внимание в большей степени уделяется дипломатической, научной, просветительской деятельности членов Миссии. [5, 7] Работа РДМ в сфере обучения и воспитания частично рассматривается в трудах С. Г. Андреевой, где автор отмечает важную роль мужской школы, выпускники которой стали проповедниками и священниками, распространявшими православие по всему Китаю. [2] Отдельной исследовательской задачей для нас стало выявление и отбор исто- рических источников: нормативно-правовых и публицистических. Так, важным до- кументом, регламентировавшим организационные моменты деятельности РДМ, яв- лялся «Акт об учреждении Русской Духовной Миссии в Пекине от 4 октября 1856 г.» [1]. Особым источником сведений по теме исследования для нас послужил жур- нал, который издавался самой Российской Духовной Миссией. Он был создан в 1904 г. и изначально носил название «Известия Церковного Братства православной церкви в Китае». В результате ряда политических обстоятельств в 1907 г. журнал сменил название на «Китайский Благовестник» и издавался под этим названием вплоть до официального упразднения Российской Духовной Миссии в 1954 году. [3,4] Тематика публикаций «Китайского Благовестника» была весьма разносторонней. Она включа- ла в себя публикации официальных документов, научные статьи по различным во- просам, а также хроникальные заметки. Анализ данного круга источников позволили нам осветить деятельность РДМ в области образования. Христианство начало проникать в Китай еще в VII в. Уже с XVI в. западные мис- сионеры начали активную деятельность в Поднебесной. Приобщая конфуцианский Китай к евангельскому вероучению, миссионеры зачастую становились приближен- ными цинского двора – переводчиками, астрономами, врачами, математиками. Они в определенной степени оказывали влияние на внутреннюю и внешнюю политику правителей Китая. Православная ветвь христианства проникла на китайскую землю лишь в кон- це XVII в. В 1685 г. цинской армией была захвачена русская крепость Албазин, распо- ложенная на р. Амур. При этом 45 казаков были взяты в плен, в дальнейшем китай- ские военачальники увели их в Пекин как доказательство своей победы. Этим фактом было положено начало многолетнему присутствию русских в Китае. Среди пленных казаков находился священник отец Максим (Леонтьев). По его инициативе буддий- скую кумирню, которая была расположена рядом с пекинскими домами албазинцев,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=