Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Время науки The Times of Science 13 2014 инцидент с жандармской полицией, охранявшей железную дорогу: «Мы нашли уютное купе первого класса с надписью "для дам". Так как дам в поезде не было, мы заняли его. Дружелюбный проводник не возражал. Как только наш поезд остановился, два солдата начали набивать багажом наше дамское купе, невзирая на наши протесты. Через несколько минут раздался громкий стук в дверь. Это был начальник станции, его сопровождала небольшая армия. Она состояла из взвода жандармов, двух затянутых офицеров и двух внушительных генералов в длинных серых шинелях со всеми знаками отличия. Начальник станции сказал по-немецки: "Это купе для дам и вы, джентльмены, должны выйти". "Но разве эти генералы – дамы?" – спросили мы и отказались. Тогда вперед выступил начальник жандармов и что-то очень вежливо сказал нам по-русски. "Что он говорит?" – спросили мы начальника станции. «Он говорит, что глубоко сожалеет, но принужден посадить вас под арест». Мы достали магическое письмо от князя Хилкова и Министерства путей. Начальник жандармов прочел его, опять поклонился и сказал что-то еще более вежливо, чем в первый раз. Начальник станции перевел нам: «Он говорит, что, конечно, очень хорошо, что у вас есть письмо от его сиятельства, но все равно вам придется выйти». Генералы раскланялись с нами, а начальник станции философически прошептал: «Я виноват перед вами, но вы знаете, царь и князь Хилков живут далеко отсюда, в Петербурге, а эти два генерала в Омске, и мне приходится иметь дело с ними» [5, с.88]. Жандармы – сотрудники Жандармских полицейских управлений железных дорог обеспечивали порядок и безопасность на железнодорожном полотне [3, с. 88]. Питание пассажиров было организованно на малых станциях – в буфетных столах, на больших – в ресторанах. Буфеты, как и вагоны, были разных классов. Прислуга по телеграфу узнавала о количестве пассажиров, и накрывала столы к прибытию поезда. Обед состоял из первого, второго, третьего блюд и закусок, в том числе и горячих, в залах I класса. Буфеты и рестораны содержались по договору с железной дорогой частными лицами, которые подчинялись непосредственно начальнику станции [1, с. 314]. Роберт Вуд писал о питании в поездах: «Нам выдавали чайники и одеяло, а пищу можно было купить примерно за пятьдесят копеек (двадцать пять центов) в день. Питались мы, главным образом, фруктами и, как мы их называли, "мясными мячиками" – из рубленой говядины, курицы или еще чего-то, запеченной в тесто и поджаренной на сале. Один "мячик" составляет целый обед, а стоили они всего пять центов штука, горячие – прямо из печи – на любой станции. Вместе с большим количеством фруктов это составляло неплохо сбалансированную

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=