Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Zakharchuk P.A. П.А. Захарчук 12 2014 Но, несмотря на малую доходность, пассажирские перевозки имели колоссальное социальное значение. Так Транссибирская магистраль значительно облегчила путешествие из Европы в Азию: удвоилась скорость сообщения между сибирскими городами и центром России, а также значительно удешевился проезд (см. Таблицу 1) [4, с. 94]. На Транссибе (как и на других трансконтинентальных линиях мира) существовало пригородное (посадочное) движение и прямое пассажирское сообщение. Пригородное (посадочное) местное сообщение – это железнодорожное сообщение между столицей и крупными городами Сибири, а также крупными городами Сибири между собой. В таких маршрутах подразумевалась посадка на каждой станции. На такие поезда не существовало предварительной продажи билетов. На станции отправления число билетов в кассах соответствовало числу мест в вагонах. Если полагалась «бронь» для промежуточных станций, то ее учитывали и давали билетов на поезд меньше, чем в нем имелось мест. Часть мест предоставлялась только по личной брони начальника станции для экстренных случаев. На больших станциях обер-кондуктор сообщал сведения о наличии мест в поезде специальному агенту, занятому на станции решением всех вопросов по перевозке пассажиров и багажа, а агент передавал эти сведения особой депешей по телеграфу на станции участка. Продажа билетов начиналась на «главных станциях» за час, на прочих – за 30 минут до отхода поезда, а заканчивалась за 10 минут для пассажиров с багажом, а для прочих пассажиров за 2 минуты до отправления. На приграничных станциях билеты заканчивали продавать раньше. Обменять билет в вагон более высокого класса разрешалось не раньше, чем за 10 минут до отправления поезда. Существовала система льгот: дети до 5 лет ездили бесплатно, за детей в возрасте от 5 до 10 лет платили от половины до четверти стоимости билета. Пойманный безбилетник платил двойную стоимость проезда [1, с. 284]. Билет считался действительным для проезда, если имел компостер. На самом билете указывались станции отправления и назначения, номер поезда, класс вагона. Существовала особая услуга – «купе для дам». Они располагались у вагонной печи. Впрочем, на некоторых вагонах тут же, возле печного отделения, находился и нужник, что при отсутствии водяного слива унитаза, могло доставить дискомфорт. Однако источники не отражают жалоб пассажиров [1, c. 290]. У Роберта Вуда, известного американского физика, путешествующего по Сибири в 1896 г., произошел

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=