Время Науки. 2014. Выпуск 2 - The Times of Science

Zakharchuk P.A. П.А. Захарчук 10 2014 регионом. Мы даём мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Наша транспортная инфраструктура вплотную подходит к быстрорастущим азиатским рынкам» [2]. В данном контексте нам представляется актуальным показать историческую значимость пассажирских перевозок на Транссибирской магистрали. В основу исследования положены несколько групп исторических источников: 1) путеводители («Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге 1901-1902 г.», «Путеводитель по Китайской Восточной железной дороге 1903 г.» и т.д.), позволяющие отследить маршрут и условия пассажирских перевозок в начале XX в.; 2) периодические издания Министерства финансов («Сибирь под влиянием рельсового пути» и т.д.), которые дают нам экономическую характеристику железных дорог конца XIX – начала XX вв.; 3) статистические отчеты Министерства путей сообщения за 1912 г., отражающие техническую сторону вопроса («Таблицы к докладу об эксплуатационных расходах Сибирской ж.д.» и т.д.); 4) мемуары и путевые заметки (Сибрук Вильям. «Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории» и т.д.). В историографии мало работ по истории пассажирских перевозок антропологического характера. Из отечественных работ можно выделить работу Вульфова А.Б. «Повседневная жизнь российских железных дорог» 2005 г., однако она имеет научно-публицистический характер. В зарубежной историографии данная тема изучена лучше. Монографии К. Гаррета «100 лет господства пара», Р. Браун «Железные дороги в прерии» и др. Наиболее значимой является фундаментальная монография канадского исследователя Дж. Вествуда «Эпоха пара». На рубеже XIX – XX вв. как в странах Северной Америке и Европе, так и в Российской Империи пассажирские перевозки не являлись основной статьей дохода железнодорожных компаний [7, c. 97]. (См. диаграммы 1 – 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=