Время Науки. 2014. Выпуск 1 - The Times of Science.

Время науки The Times of Science 49 №1 равным усердием использовался в критике большинства теоретических школ. С течением времени он смягчил свою точку зрения, не перестав при этом быть марксистом, что хорошо видно и в «Событии литературы»: в нѐм нет чѐтко выраженной единой интерпретативной сети, через которую пропускаются все теории, в связи с чем критика становится куда более гибкой и продуктивной, не утрачивая при этом принципиальной последовательности. Однако Иглтон использует в книге разные уровни аргументации, то приводя доказательные доводы, то апеллируя к авторитетам или «здравому смыслу» - в результате книга получается довольно неоднородной, будучи при этом построенной в форме полемики (иногда автор даже строит всю свою аргументацию, отталкиваясь от возможных возражений критиков и читателей). В «Событии литературы» свободно используются и тщательно критикуются концепции множества теоретических школ от формализма и структурализма до «новой критики» и рецептивной эстетики, включая и не являющиеся литературоведческими в строгом смысле слова – такие, как теория речевых жанров и идеи Леви-Стросса времѐн «Мифологик». Примечательно, что в новой книге Иглтон использует канон марксистской критики довольно необычным образом – большинство привычных марксистских авторов не встречаются или упоминаются вскользь, в то время как Пьер Машере (идеи которого интересно сравниваются с рецептивной эстетикой – см. с. 95-96) и чуть более привычный Фредрик Джеймисон активно актуализируются. Не менее примечательны периодические обращения к католическим авторам от Фомы Аквинского («не самого модного в постмодернистской среде мыслителя» (с. 44), как с иронией замечает автор) до Джона Генри Ньюмена. Много внимания уделяется и одному из нелюбимых авторов Иглтона – Стэнли Фишу, который в очередной раз подвергается язвительной и пространной критике.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=