Время Науки. 2014. Выпуск 1 - The Times of Science.

Nebolsin D.I. Д.И. Небольсин 46 2014 искусства не является изобретением Иглтона – этот ход предложил Морис Вейц в программной статье 1956-го года «Роль теории в эстетике» 4 , и с того времени он является одним из наиболее признанных способов определения искусства. По мысли Иглтона, «семейное сходство» работает и по отношению к литературе: «По моему мнению, когда мы называем что-то "литературой", мы имеем в виду пять различных смыслов, или же некоторую их комбинацию. Под "литературой" подразумевается либо то, что выдумано, либо то, что объясняет человеческий опыт, а не просто в своѐм описании соответствует действительности, либо особенно возвышенное, образное или осознанное использование языка, либо нечто непрактичное в отличие от, например, списка покупок, либо то, чему приписывается высокая ценность в качестве текста. Это эмпирические, а не теоретические категории. Они взяты из повседневных суждений, а не из исследования логики самого понятия. Можем назвать эти факторы фикциональным, моральным, лингвистическим, непрагматическим и нормативным» (с. 25). У изложенной здесь идеи есть несколько существенных достоинств: она лишена редукционизма и объединяет ряд важных критериев, не превращаясь при этом в громоздкую и нерабочую конструкцию; она принципиально открыта и предполагает чѐткое осознание того, что используемые в ней категории историчны и взаимозаменяемы. К тому же, это попросту одно из самых ѐмких объяснений того, почему такие разные тексты, как, например, «Золотой осѐл», «Жак-фаталист» и «Cantos» в равной степени относятся к тому, что привычно называют литературой. «семейными сходствами», ибо так же накладываются и переплетаются сходства, существующие у членов одной семьи: рост, черты лица, цвет глаз, походка, темперамент и т. д. и т. п.». - Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. – с. 111 4 См: Вейц М. Роль теории в эстетике / Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века – антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей», 1997. – сс. 43-60.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=