Время Науки. 2014. Выпуск 1 - The Times of Science.

Время науки The Times of Science 33 №1 «подписал Алексій Попов своею рукою, а писал сию книгу бог знать. А я еще в ту пору не родился, а кто писал, того не сведом я, Алексей Попов» 7 . Из владельческих записей и записей купли-продажи можно почерпнуть не только информацию о владельцах, их социальном составе, но и об истории книги, чтения и пользования книгой, о восприятии книги в обществе и ее роли. Так, например, на страницах исторического сборника третьей четверти XVI в. встречаются записи нескольких поколений владельцев и читателей. На первом листе «Истории о Казанском царстве» – запись 1693 г. о принадлежности книги Ивану Воронову, Прокопова сыну, и о том, что «кто сию Историю Казанскую бес просу тайным обычаем украдет, за сие от бога ему будет наказание». Запись сделана самим Иваном Вороновым. Под ним же – другая надпись его сына Василия. В 1764 г. записал Василий, что «сею книгою благословил родитель ... меня, Василья Воронова, сказуй при том, что она писан рукой покойного родителя его и моего деда Прокопа». Так оказалось, что семейную реликвию создал глава семьи и передавал по наследству. Однако отец не записал эту особенность, сын же решил оставить память о предке-переписчике. Можно предположить, что первая запись, Ивана Воронова, был сделана им как раз после смерти отца и получения книги в наследство. Еще одна интересная особенность вырисовывается из позднейшей записи: книгой этой благословляли, хотя она и не была церковной. Значит, ценили ее за другое, возможно, за то, что она являлась результатом тяжелой работы, а к тому же и семейной реликвией 8 . Еще один пример благословения книгой встречается в 1639 г.: старец Иев благословил книгой «после живота своего внучат своих» – «Василья до Андрея, и промеж себе ей поделиться и не бранится об ней» завещал. А если случится дать ту книгу на переписку или «почесть с братьею», то «без поруки и без залога не давать: нонешний род лукав...» 9 . Интересно, что большим количеством надписей «наделяют» книги монахи. Исследователи отмечают, что книга – единственная собственность, которую монахам разрешалось держать в своих кельях 10 . Почти у каждого монаха был Псалтырь. В 1614 г. в Служебнике, напечатанном Мамоничами в Вильне, записано: «Отказал сію кнігу служебнік печатной аз Исаия игумен троицкой отцу своему родному черному священнику Феодору после себя поминати» 11 . «Отказать» – 7 Описание рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Вып. 1. С. 86. 8 Там же. С. 379. 9 Слуховский М. И. Русская библиотека XVI — XVIІ вв. М., 1973. С. 171. 10 Исторические сборники 15—17 вв. Описание рукописного отдела БАН СССР том 3, вып. 2. М., 1965. С. 39. 11 Слуховский М. И. Указ. соч. С. 376.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=