Время Науки. 2014. Выпуск 1 - The Times of Science.

Вuslaeva O.Y. О.Ю.Буслаева 28 2014 Первое издание «Артиста» увидело свет осенью 1889 года. Автором программной статьи стал В.А. Гольцев – известный русски й журналист, публицист и литературный критик, учѐный и общественный деятель, доцент Московского университета, редактор «Юридического вестника» , «Русского курьера» , «Русской мысли» и сотрудник «Русских ведомостей» . В программной статье были обозначены критерии хорошего вкуса, а также потребность в его выработке у аудитории. В.А. Гольцев характеризовал современную ему ситуацию как: «годы, которые знаменуются у нас, с одной стороны, упадком драматического творчества, а с другой увеличением и улучшением запросов к театру со стороны общества» [4, с. 5]. Автор также обозначал направленность «Артиста» на все виды искусства. В.А. Гольцев подчеркивал, что в театре у каждого искусства есть своя важная роль, без этого театра как такового не состоялось бы. История публикаций журнала, где значительное внимание уделялось вопросам живописи и музыки, доказывает нацеленность издания на художественную деятельность общества в целом. Программную статью завершала декларация главной цели создания «Артиста»: «Служить искусству и художнику, служить эстетическим и нравственным интересам русского общества – вот великая задача, которая может быть достигнута только совокупными усилиями всех людей, преданных искусству, науке и философской мысли. Принять посильное участие в этой работе думает и наш журнал, который приступает к делу с доброй волей и полным беспристрастием» [4, с. 5]. Проблема воспитания хорошего вкуса у публики не могла быть сформулирована и оформлена в целостную программу в первой половине XIX столетия, так как потребитель культуры этого периода уже обладал всеми необходимыми качествами, соответствующим воспитанием и образованием. Проблема хорошего вкуса стала актуальна и возможна именно в период формирования массовой культуры и появления новой аудитории в России в последней трети XIX столетия. В условиях политической, социальной и художественной ситуации последней трети XIX века задача «Артиста» сводилась, с одной стороны, к тому, чтобы выступать площадкой для дискуссий об искусстве и его развитии, а с другой стороны, к воспитанию нравственных и эстетических идеалов современной публики. Структура «Артиста» была выработана уже в первой книге, вышедшей в печать осенью 1889 года. В дальнейшем последующие издания придерживались данной структуры. С течением времени композиция журнала претерпевала лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=