#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 8 сигареты снижают напряжение лишь на короткое время, но их применение создает значительное число проблем, более серьезных, острых, трудноразрешимых. Анализ и решение студентами кейсов на практических занятиях по педагогической психологии убедило молодых людей, что набор копингов, которые человек применяет в ответ на стресс, индивидуален, обусловлен его личным опытом, ценностями, целями, таким образом, в этих условиях не может быть общих рекомендаций. На семинарских занятиях по психологии, конфликтологии и практической педагогике студенты рассматривали наиболее стрессовые ситуации, с которыми они встречались в жизни: ЕГЭ, курсовые зачеты, экзамены, поражения на различных соревнованиях, конкурсах. Обсудили типичные ошибки, которые могли возникнуть из-за тревоги, фрустрации. Существенную роль в развитии компетенций совладающего поведения играло практико-ориентированное занятие «Эффективное управление временем», которое помогало студентам осмысленно организовать свое время для подготовки к сессии, снизить уровень стресса, повысить продуктивность деятельности. Задания «Планирование ежедневных задач», «Список дел на неделю» были ориентированы на развитие аналитических, прогностических, проектировочных компетенций, формирование элементов критического мышления. В процессе лекционных занятий по психологии студенты проанализировали понятие «стресс», его виды, влияние стресса на жизнь человека. Потенциальные страхи студентов проявила мини-диагностика: рисунок «Я в ситуации экзамена». Значительный интерес студенческой аудитории вызвали задания написать эссе «Стресс в моей жизни» и «Как справиться с возникшим напряжением?» (обучение способам самопомощи для снятия напряжения). На практических занятиях студенты познакомились с дыхательными техниками, приемами мышечной релаксации, составили памятки с советами и упражнениями, направленными на снятие напряжения. Рассмотрели понятия «стрессоустойчивость» и «жизнестойкость», выяснили, каким образом можно самостоятельно повысить свою устойчивость к стрессам. Проводился творческий «воркшоп», помогающий студентам выражать эмоции (с использованием акварели, графики, лепки, музыки). Особую значимость имело практико-ориентированное занятие «Я и мои ресурсы», направленное на поиск личностного потенциала для создания и сохранения позитивного эмоционального настроя, а также упражнение «Шаги к успеху: преодоление стресса на пути к сессии». Сюжетно-ролевая игра «Преодоление трудностей» предоставила студентам возможность практиковать различные сценарии сложных ситуаций, возникающих во время экзаменов, развивая компетенции совладающего поведения. Первоначально полученные результаты убеждают, что в процессе целенаправленной адресной работы при изучении психологии у студентов постепенно происходит осознание значимости совладающего поведения и формирование его важнейших компетенций. Литература 1. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психозащита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, №1. С. 3–19.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=