#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 6 Проблема совладающего поведения находится сегодня в центре теоретических и эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых. И это неслучайно, возросший интерес к этому феномену связан с нарастанием рисков в социально-политической, экономической, военной обстановке в мире, с тотальной ситуацией неопределенности. Особое внимание психологов, социологов, педагогов к совладающему поведению, к жизнестойкости, к обучению молодых людей справляться с современными вызовами обусловлено рядом обстоятельств: возросло количество угроз и опасностей, которые транслируются из внешней среды в образовательное пространство средней и высшей школы; в социуме уже несколько десятков лет наблюдается тенденция роста кризисных ситуаций, ухудшение состояния физического и психического здоровья молодых людей, рост суицидального поведения и попыток суицида. Студенческий период, являясь наиболее стрессогенным этапом жизни молодых людей, связан с индивидуальным и профессиональным самоопределением, с новыми требованиями в университете, с новым окружением, с необходимостью налаживать личную жизнь, часто совмещая обучение с работой. Совладающее поведение активирует адаптационный потенциал индивида, направленный на сохранение его физического, психического, социального благополучия [2; 4]. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, человек нередко принимает меры, позволяющие ему выйти из кризиса, но при этом происходят значительные потери энергии, сил, здоровья, жизненных ресурсов, времени. Студенты составляли тезаурус понятий, входящих в проблемное поле феномена «совладающее поведение»: копинг-стратегии, типы копинг-стратегий, дисфункциональные способы снижения напряжения, жизнестойкость, стресс, виды стресса. Термин «жизнестойкость», предложенный Д. А. Леонтьевым, рассматривается учеными как способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом энергию и внутреннюю сбалансированность, не снижая эффективности учебной, профессиональной деятельности, общения с друзьями [1; 2]. Копинг-стратегии – это способы адаптации личности к стрессовой ситуации, своеобразная реакция индивида на стресс, преображающая его мысли, чувства, поведение, поступки. Студенты описывали копинг как активный механизм защиты индивида от напряжения и тревоги, помогающий управлять стрессом, меняя способы адаптации в зависимости от условий. На занятиях по конфликтологии проанализировали трехфакторную модель копинг-механизмов, включающую в себя копинг-стратегии, ресурсы и поведение [2; 3]. К важнейшим задачам совладающего поведения относятся минимизация негативных воздействий стресса, приспособление, преобразование жизненных ситуаций; поддержание положительного образа «я», высокой самооценки, уверенности в своих возможностях; эмоционального равновесия; сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [4]. Студенты провели сравнительный анализ понятий «копинг» и «психологическая защита». Они уточнили, что в отличие от целенаправленного, осознанного использования копинга психологическая защита – пассивный механизм, который работает на подсознательном уровне и ориентирован на сохранение комфорта, стабильности, на блокирование неприятных эмоций. Большинством исследователей совладающее поведение рассматривается как междисциплинарная отрасль, исследующая проблемы регулирования человеком своего самочувствия, эмоционального состояния, настроения, а также различные аспекты сохранения физического, психического и психологического здоровья, благополучия, продуктивной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=