#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 39 В современном баскетболе агрессивные действия на площадке могут принять как необходимый стимулирующий характер, так и деструктивный. Вот почему возникает необходимость создания программ психолого-педагогической направленности для работы с подростками по воспитанию адекватного поведения на тренировках и соревнованиях по баскетболу. С октября 2022 по апрель 2024 г. проводился педагогический эксперимент по реализации в учебно-тренировочном процессе баскетболистов 15–16 лет программы превенции агрессивности. Эксперимент включал в себя следующие активности. 1. Проведение бесед и дискуссий о спортивной агрессии, её влиянии на успешность достижений спортсменов на тренировочных занятиях и сборах. 2. Обучение баскетболистов судейским навыкам, тщательная проработка наиболее спорных и сложных пунктов действующих правил. 3. Проведение тренингов управления вниманием. 4. Применение технологии «словесных самовнушений», оказывающих успокаивающее позитивное воздействие на спортсменов. 5. Проведение комплексов упражнений на растягивание и расслабление, способствующих регуляции мышечного тонуса, отработка навыков «маски релаксации». 6. Использование практик управления ритмом дыхания, способствующих снижению ЧСС, успокоению, снятию тревожности [1]. Педагогическое тестирование проводилось на основе исследований Рычковой Л. С., Коневой О. Б., Морозовой С. В., Виноградовой Н. В., Аминовой А. С. [2]. В эксперименте использовались опросники «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут и «Стили поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной). Результаты работы приведены в таблице 1. Таблица 1 Сравнительный анализ данных экспериментальной группы (n=10) за период эксперимента № Показатель Этап эксперимента t Р начало окончание 1 Вербальная агрессия 3,31 ± 0,22 5,98 ± 0,28 1,91 >0,05 2 Физическая агрессия 7,44 ± 0,19 2,48 ± 0,23 5,45 <0,001 3 Предметная агрессия 3,53 ± 0,15 6,55 ± 0,24 2,12 <0,05 4 Эмоциональная агрессия 8,53 ± 0,2 4,53 ± 0,28 2,9 <0,01 5 Самоагрессия 6,46 ± 0,17 2,41 ± 0,18 2,25 <0,05 6 Приспособление 10,47 ± 0,45 6,17 ± 0,15 3,74 <0,01 7 Сотрудничество 6,44 ± 0,60 9,41 ± 0,29 2,52 <0,05 8 Компромисс 5,06 ± 0,43 9,04 ± 0,31 2,37 <0,05 9 Избегание 9,38 ± 0,42 7,98 ± 0,32 0,93 >0,05 10 Соперничество 9,78 ± 0,37 7,26 ± 0,27 1,13 >0,05 Примечание: при t=2,10 (р<0,05); при t=2,88 (р<0,01); при t=3,92 (р<0,001). Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы: - значительно и принципиально снизилась физическая агрессия юных баскетболистов в игровой деятельности и конфликтных ситуациях (t=5,45;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=