#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 35 Рис. 1. Характеристика результатов методики «Исследование самооценки личности» С. А. Будасси Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что испытуемых следует разделить на две группы: 16 человек с адекватной самооценкой (сюда относятся лица с адекватной средней, адекватной низкой, адекватной высокой самооценкой), 9 – с неадекватной завышенной или заниженной. Затем были проведены исследования по методикам «Социометрия» Дж. Морено; «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федорошина; тест «Диагностика лидерских способностей» Е. С. Жарикова, Е. Л. Крушельницкого. Их результаты были положены в основу доказательства взаимосвязи данных качеств с самооценкой при помощи к ритерия φ* – углового преобразования Фишера. Необходимо пояснить, что логичный с виду подсчет коэффициента корреляции Спирмена или Пирсона в данном случае гораздо менее удобен, поскольку не всегда чем больше самооценка, тем лучше. Также неудобства с социометрическим статусом состоят в том, что, если шкала имеет 5 уровней, а выборка составляет 25 человек , будет много одинаковых рангов, которые затруднят подсчет. Как показал опыт, студентам психологического факультета, задействованным в этом и подобным ему исследованиях, гораздо понятнее статистические обоснования, не требующие сложного подсчета поправочных коэффициентов. По этой причине нами в данном примере исследования используется многофункциональный критерий углового преобразования Фишера. Многолетний опыт экспериментальной работы позволил убедиться в том, что многофункциональные критерии позволяют качественно решать задачи сопоставления уровней исследуемого признака, сдвигов в значениях исследуемого признака и сравнения распределений. В качестве примера опишем применение критерия углового преобразования Фишера в целях подтверждения предполагаемой нами на основе анализа психологической литературы взаимосвязи самооценки и социального статуса подростка в группе. Используем четырехклеточную таблицу для расчета критерия углового преобразования Фишера при сопоставлении двух групп испытуемых по процентной доле учеников в исследуемой выборке. 20,00% 64,00% 16,00% 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00%

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=