#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 34 Keywords: Fisher's angular transformation criterion, control and evaluation of results, ascertaining and control stages of the study, shifts in personality properties. © Ваньков А. Б., Ваньков Б. П., 2024 © Vankov A. B., Vankov B. P., 2024 Исследования психологов, проводимые на разных уровнях (выпускные квалификационные работы, диссертации), как правило, включают в себя соотнесение взглядов представителей научных концепций на какой-либо конкретный предмет. Например, развитие жизнестойкости или стрессоустойчивости. Это позволяет сформулировать рабочее определение развиваемого или корректируемого психического свойства. При этом важно выделить конкретные критерии, по которым возможно установить степень сформированности или несоответствия норме такового. В психолого- педагогическом эксперименте предполагается наличие трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Эффективность эксперимента определяется тем, что результаты измерения на констатирующем и на контрольном этапах значительно различаются в пользу контрольного. Потому что в противном случае встает вопрос о том, какую пользу принес формирующий этап. Также весьма актуален вопрос о том, как подбираются условия для достижения указанных улучшений. Следует заметить, что зачастую самым точным инструментом в руках исследователя при организации и проведении эксперимента является математическая статистика. В качестве примера может послужить проведенное под нашим руководством исследование на тему «Влияние самооценки подростка на его взаимоотношения со сверстниками», проведенное на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования 17 имени Героя Советского Союза Ивана Павловича Потехина». В ходе эксперимента была выбрана группа из 25 человек (14 мальчиков и 11 девочек), возраст которых варьировался от 14 до 15 лет. Цель исследования заключалась в определении степени влияния самооценки подростка на его взаимоотношения со сверстниками. Гипотетическое предположение состояло в том, что адекватная позитивная самооценка в большей степени, нежели завышенная или заниженная, соответствует позитивному социометрическому статусу ученика в исследуемой группе (социометрические звезды, предпочитаемые). Далее нами была выдвинута гипотеза о том, что соответствие между уровнем развития самооценки и сформированности ряда коммуникативных качеств подростков будет аналогичным. Теоретической базой исследования явились основные положения, сформулированные в научных трудах [1 – 4]. Поскольку логика исследования предполагает, что, воздействуя на самооценку, можно повлиять и на коммуникативные качества человека, а, значит, и на нормализацию статусного положения в группе подростков, доказать объективность существования вышеуказанных взаимосвязей возможно при использовании инструментария математической статистики. Контроль и оценивание результатов на каждом шаге исследования позволяет выстроить по компонентам и реализовать программу развития самооценки подростка как одного из важнейших факторов повышения качества взаимоотношений подростков. В ходе работы использовалась методика С. А. Будасси «Исследование самооценки личности». Результаты представлены на рисунке 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=