#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 24 совершенство (выразительность, образность языка, силу, сжатость, простоту и изящество речи, содержательность и законченность каждой фразы), чисто русскую картинность и невыдуманную мораль [2, с. 110]. Литературовед П. Полевой, напротив, считал «Азбуку» неудачным опытом известного писателя, положительно отозвавшись только о таких рассказах, как «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Кавказский пленник» и «Охота пуще неволи». Как историка литературы его больше всего интересуют статьи исторического содержания, с которых он и начинает разбор. Оказывается, что Толстой «положительно избегал всего исторического в настоящем смысле слова, а поместил в своей книге только сказочки, имеющие некоторый исторический облик»» [2, с. 101]. Работа В. Острогорского о Толстом, опубликованная в 1875 г. в «Педагогическом листке», задала тон в восприятии произведений Толстого и признавалась сообществом критиков детской литературы авторитетной, выдержав несколько переизданий в качестве отдельного сборника и републикаций на страницах других журналов [32]. В 1913 году эта работа («Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми и для чтения народу») вышла отдельным изданием уже в седьмой раз. Острогорский указывал на достоинства произведений Толстого: рельефность и простоту изображения, сжатость и красоту языка, эпическое спокойствие рассказа. Критик отмечал: «Граф Толстой не только писатель – он еще и педагог» [32, с. 108]. Благодаря простоте формы и содержания произведения писателя, отмечал Острогорский, подходят даже для маленьких детей. Острогорский, пересказывая сюжеты рассказов «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Кавказский пленник», «Ермак», выделял идею важности для человека ловкости и ручной работы (образ Жилина) и педагогическую силу Толстого в выборе смелого и решительного героя (Ермак). Пересказы Толстым былин критик называл удачной попыткой педагогической популяризации народной литературы, которая учит патриотизму. Произведения автора, предназначенные для взрослого читателя, критик рекомендовал читать детям из «семейств более образованных», так как сюжеты и обстановка изображают аристократическую среду, а тонкий анализ внутреннего мира и пейзажи требуют от читателя эстетического развития. Острогорский пересказал сюжеты и сопроводил статью рекомендациями для воспитателей, указал сцены, которые необходимо читать с детьми, а какие стоит пропустить. Преобладала в материале оценка воспитательного потенциала произведений. В другой статье В. Острогорский поднимал финансовый и социальный аспект детского чтения и книгоиздания [31]. Он писал, что небогатые, живущие своим трудом семейства не имеют возможности заплатить за полное собрание сочинений классических русских поэтов. Поэтому критик задался целью составить подборку дешевых книжек, среди которых книги Толстого: «Русские книги для чтения»; «Из Ясной Поляны. Рассказы для крестьянских ребят». В статье он раскрывал содержание книг и комментировал некоторые, указывая сильные и слабые места. Воспитательный и социальный факторы задавали и идею правдивости, заключающейся в простоте, жизненных характерах, соответствии эстетического развития читателя. Однако вопросом о правде и вымысле Острогорский не задавался. И. Шаталов на страницах «Русского начального учителя» тоже обращался к воспитательным задачам литературы, среди которых прежде всего отмечал развитие чувства семейственности, истинного патриотизма, любви к ближнему и человечности [42; 43]. В числе рецензируемых произведений и «Чем люди живы?» Толстого. Шаталов приводил свидетельства популярности произведения, пересказывал сюжет, положительно отзываясь о простоте языка и поучительной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=