#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 22 ратуя за исторические сюжеты, считая преобладание фантастического элемента над познавательным вредным и отстаивая необходимость бороться за материалистическое мировоззрение ребенка. В критике 1860–1870-х гг. широко обсуждался фантастический элемент в детской литературе. О значении фантазии в детском чтении говорил К. Д. Ушинский в 1867 г. Ф. Витберг в статье «Несколько слов о значении фантастического элемента в жизни детей» подчеркивал значение фантастических рассказов и сетовал на то, что водворившаяся в России немецкая педагогическая теория привела к пренебрежительному отношению к фантазии и признанию ее вредным элементом [16]. Некоторые критики и вовсе называли жанр сказки устаревшим, не соответствующим новому поколению, которое «вступило в более здоровую атмосферу жизни» [16, с. 66]. Закрепились к этому периоду и основные векторы аргументации противников сказки: задерживают развитие детей, пугают ребенка и раздражают его нервы, развивают грубые инстинкты, поддерживают суеверие, приучают к грезам, неестественности и неправде. Правда и вымысел в детской литературе – один из опорных концептов в размышлениях критиков на протяжении XIX в. Свой спор о реалистическом методе критики продолжили и в XX в. С. Ушакин в статье «Сказка? Ложь? Намек? Урок? Окололитературные дебаты о (бес)полезности одного жанра» показал, как развивались дискуссии о роли реализма и воображения в воспитании детей в дореволюционном и раннесоветском периодах [9, с. 8–43]. Статьи критиков, затрагивающие проблему соотношения реалистического и фантастического элемента, были опубликованы отдельно [3, с. 437–880]. Из статей критиков можно выявить и особенности подходов к оценке творчества Л. Н. Толстого. Статьи позволяют прояснить, как принцип достоверности, постулируемый критиками в качестве одного из ключевых для детской литературы, рассматривался в дореволюционный и раннесоветский период на материале произведений Л. Н. Толстого, уже в XIX в. принятого педагогами в круг детских писателей и считавшегося мастером детской литературы. В какой степени творчество писателя соответствовало идее реализма и правдоподобия? Проследим, как критики детской литературы искали правду в произведениях Л. Н. Толстого, и как решался спор о правде на материале произведений отдельного писателя. Лев Николаевич Толстой – один из популярных авторов в критике детской литературы. Произведения Толстого входили в литературный канон уже в XIX в. Во второй половине XIX в. критики детской литературы посвящали писателю разнообразные работы: от развернутых статей-разборов до небольших рецензий, в XX в. эта традиция продолжилась. Как детский писатель Толстой становится известным с 1872 г. с выходом литературно-педагогической работы «Азбука», содержащей короткие истории, былины, басни, загадки, рассказы, включая произведения «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет». В 1874–1875-х гг. работа вышла под названием «Новая азбука» с самой разнообразной адресацией (от царских до мужицких детей [4, с. 92]), она была рекомендована Министерством народного просвещения для народных школ и переиздана 28 раз при жизни писателя. В 1879 г. были изданы «Русские книги для чтения». Исследователями отмечаются такие основные элементы поэтики детских произведений писателя, как жанровое разнообразие, психологизм, сказочные и бытовые компоненты, путь как фабульная сторона психологической эволюции героя, внефабульное повествование (рассказы-описания, рассказы-рассуждения) [6, с. 31–37]. Сразу же в критике стала активно обсуждаться «Азбука», которая получила как издевательские, так и комплиментарные отклики [2, с. 97–105].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=