#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 16 Но, конечно, – продолжает Либрович, – ˂ … ˃ встречаются дети, которые раз увлекшись Шерлоком Холмсом, уже не отстают от него и поглощают один за другим всю сотню томов этой заведомо вредной литературы. Большей частью – это дети от природы не совсем нормальные в нравственном отношении – и вообще очень трудно бороться с их вкусом к сыщнической литературе. Если вы запретите им читать Шерлока Холмса, они с удвоенным интересом будут его читать тайком…» [4, с. 13]. Пожалуй, зря Либрович не был последователен в своей вере в детскую интуицию и вкус к хорошей литературе. То, что в начале XX в. считалось «вредной литературой», сегодня стало уважаемой классикой. Однако не будем забывать, что в то время педагоги еще боролись с «запойным» детским чтением, в том числе, опираясь на авторитет К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «всякое чтение, не имеющее отношения к учению ребенка и потому остающееся без повторения, действует ослабляющим образом на память» и «нравственно развращает юношество»; «воспитатель должен знать действие чтения на душу детей и ослаблять его дурные влияния, оставляя хорошие» [10, с. 372]. Сотрудник издательства Либрович, конечно, был не столько категоричен, как педагог Ушинский, но, как мы видим, детективный жанр тоже не одобрял. Товарищество Вольфа подобных книг не издавало. В отличие, кстати, от приключенческих романов Вальтера Скотта и Жюля Верна, которые тоже совсем недавно считались чтением, недопустимым для детей, но к концу XIX в. уже завоевали прочные позиции в издательском деле, и у того же Вольфа входили в состав «Золотой библиотеки» для юношества. Следовали ли родителя советам авторов «Задушевного воспитания»? Этого мы не знаем. Редакция многократно проводила опросы родителей, желая выяснить их мнение о журнале, чтобы по мере сил совершенствовать его. Но в предлагаемых анкетах нам ни разу не встретился вопрос о педагогических приложениях издания. Так что можем только заключить в самом общем виде вслед за Либровичем: «редакция идет верным путем, … ее программа отвечает справедливым требованиям» [2, с. 17]. Косвенным подтверждением такого заявления является то, что ряд брошюр получил гриф «допущено» официальными ведомствами Российской империи – Главного управления военно-учебных заведений для фундаментальных библиотек кадетских корпусов, Ученого комитета Министерства народного просвещения для народных читален и учительских библиотек начальных училищ и т. д. Кроме того, переиздание отдельных трудов также свидетельствует о желании «интеллигентных родителей» сделать воспитание их детей по возможности «задушевным». Литература 1. Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912-1913, Петербург). Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб., 1914. Т. 1. XV, 672 с.; Т. 2. VIII, 775 с. 2. Голоса родителей: Итоги опроса ред. журнала «Задушевное слово». СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. 19 с. 3. Задушевное слово. 1878. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). Вып. 11-12. 4. Либрович С. Ф. Книга – как подарок детям : (Какие книги дарить юному поколению). СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1910]. 26 с. 5. Либрович С. Ф. О чем и как пишут дети: история «Почтового ящика» «Задушевного слова». СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1907. 18 с. 6. Либрович С. Ф. Школа для родителей. СПб.; М.: Изд. Т-ва М. О. Вольф, 1912. 36 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=