#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 14 вопросов, подвергнуть их обсуждению, критике, указать, в чем они не согласны с докладчиком, какие на основании личных наблюдений усматривают в докладе ошибки. И прения по докладу ˂ … ˃ продолжались иногда до поздней ночи» [6, с. 10–11]. В собраниях кружка принимали участие П. Ф. Каптерев, А. С. Вирениус, А. Н. Острогорский, А. П. Нечаев, А. Н. Альмединген, Н. С. Карцов и другие известные деятели просвещения того времени. С. Ф. Либрович был активным и постоянным членом кружка, возможно, именно в этом проблемном поле и зародилась идея серии «Задушевного воспитания», во всяком случае многие из авторов брошюр первоначально читали свои доклады в собраниях Педагогического музея. Тематически все 44 выпуска серии можно распределить следующим образом (деление несколько условно, поскольку в одной брошюре могли быть затронуты две более темы): книга и чтение в жизни ребенка – 12, возрастные и индивидуальные особенности детей – 11, развитие психических процессов и способностей – 6, домашнее образование – 5, нравственное воспитание – 5, просвещение родителей – 4, физическое здоровье – 2. Приоритет вопросов чтения, книги, детской литературы понятен – это реализация непосредственной задачи журнала; далее по значимости следовали проблемы развития ребенка с учетом его природных особенностей; проблемы нравственности вышли на первый план в годы Русско-японской и мировой войн; просвещение родителей адресовалось главным образом матерям. 11 выпусков серии удостоились переиздания, 2 из них были переизданы дважды. Тематически переиздания распределяются примерно с той же частотностью, что и брошюры, выпущенные по одному разу. В 1915 г. из 13 опубликованных книжечек 9 были переизданиями. Это, конечно, можно объяснить трудностями военного времени, но в 1912 г. были выпущены 6 номеров приложения, в 1913 – 7, потому не очень ясно, чем был вызван «всплеск вторичности» 1915 года. Перу С. Ф. Либровича принадлежали 7 выпусков «Задушевного воспитания», причем публиковал он материалы под собственным именем, а редактировал серию под псевдонимом – Виктор Русаков. Четыре брошюры авторства Либровича были посвящены детской книге и чтению. На одной из них мы и остановимся подробнее. Статья «Книга – как подарок детям» была опубликована в 1910 г., она имела подзаголовок «Какие книги дарить юному поколению». Опустим банальные рассуждения о пользе чтения, так же, как и вполне очевидные и оправданные рекламные намеки издателя потенциальным покупателям. Остановимся на тех аспектах, которые могут показаться необычными современному читателю. В статье Либрович подробно писал о дидактическом значении художественной литературы, причем устанавливал прямую взаимосвязь между индивидуальными особенностями ребенка, воспитанием у него желаемых личностных качеств и ролью в этом процессе правильно выбранной книги. «Нужно ли расшевелить чересчур спокойного и тихого ребенка или сдержать подвижность слишком живого, следует ли разбудить дремлющее воображение в головке маленького реалиста или, наоборот, привлечь к действительности увлекающегося крошку-мечтателя, требуется ли направить вкус юного читателя на что-нибудь научное, сообщающее какие-либо познания или, наоборот, желательно отвлечь его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=