#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2024. Issue 2 13 Пока невозможно сказать, чем было вызвано такое дублирование функций. Возможно, причина кроется во взаимоотношениях и противоречиях внутри издательства. Мы не знаем, кто и как подбирал тематику «книжек Педагогического листка», а вот у новой серии имелся общий редактор – Виктор Русаков, он же Сигизмунд Феликсович Либрович, с 1875 г. личный помощник Маврикия Вольфа и бессменный секретарь правления фирмы вплоть до 1918 г. Новый проект издательства был анонсирован в журнале следующим образом: « ‟ Задушевное воспитание ˮ ставит себе целью в небольших книжках, принадлежащих перу русских и иностранных авторов, знакомить широкие круги интеллигентных родителей с наиболее существенными вопросами воспитательного дела и родственных этому делу областей, изложенном в возможно сжатой, и в то же время доступной и понятной всем форме». Брошюры выпускались форматом в ⅛ листа, на дешевой бумаге, объем, как правило, составлял 16 страниц (исключения редки), подписчики получали их бесплатно, прочие могли приобретать по цене 15 копеек каждая. Выпуски имели сквозную нумерацию, всего с 1909 по 1917 г. их вышло 44. Однако некоторые книжечки имели 2 и даже 3 переиздания, таким образом, всего их было выпущено 53. В случае переиздания номер выпуска на обложке указывался прежний, а год издания – новый. Кроме того, некоторые брошюры ранее издавались в серии «Книжки Педагогического листка», и в этом случае выпуск был помечен как второе (и даже третье) издание, но номер ему присваивался новый, очередной в рамках серии «Задушевное воспитание». Все это затрудняет идентификацию брошюр (в каталогах библиотек довольно много ошибок с датировкой) и создает определенные сложности для исследователя. Целостно выявить выпуски серии мешает и то, что частично они значатся в каталогах как приложения к номерам «Задушевного слова», иногда – как самостоятельные издания, а в ряде случаев как сборники с общим названием (например, подшивка приложений за год). Преодолев (как нам представляется) эти сложности, мы составили каталог всех выпусков серии (см. Приложение к настоящей статье). Каким же было содержание этих книжечек? Прежде всего отметим, что в России начала XX в. общий фон интереса к семейному воспитанию был весьма интенсивным и разнообразным [8]. Причем высока была активность как «интеллигентных родителей», так и профессиональных воспитателей, и учителей. «Как-то сразу, в течение немногих лет Россия, в особенности ее столицы, покрылась целой сетью подобных учреждений», – писал об этом явлении С. Ф. Либрович [6, с. 3]. 30 декабря 1912 – 6 января 1913 г. в Петербурге с успехом прошел I Всероссийский съезд по вопросам семейного воспитания [1]. С января 1884 г. и вплоть до 1917 г. при Педагогическом музее военно- учебных заведений (директор генерал С. П. Каховский) действовал кружок, на собраниях которого заинтересованные лица обсуждали «вопрос о пользе наблюдений над физической и психической жизнью детей», советовались друг с другом, «как лучше вести дело воспитания», занимались психолого- педагогическим просвещением, способствовали «распространению в русском обществе здравых педагогических идей» [6, с. 4, 9]. Какой-либо стройной и последовательной программы не существовало, работа строилась следующим образом: «Наметив тот или другой вопрос для обсуждения в кружке, совет кружка приглашал специалиста и предлагал ему прочесть по данному вопросу доклад или сообщение (иногда, впрочем, сами докладчики предлагали темы, которые они считали в данное время наиболее интересными). После доклада присутствовавшим предлагалось высказать свои мнения и взгляды по поводу затронутых в докладе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=