#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2024. Issue 1 45 Историческая траектория развития Афганистана характеризуется длительным периодом конфликтов и нестабильности, продолжающимся уже несколько десятилетий. Последствия этой ситуации негативно влияют на развитие экономики и социальной сферы страны, в частности оказывают непропорционально сильное воздействие на женщин, вплоть до лишения их основных прав, таких как возможность получения образования [1]. В сложных условиях, когда на протяжении нескольких поколений насилие является обыденностью политической и общественной жизни, проблема женского образования оказывается тесно связанной со многими факторами и надеждами на будущие изменения [2; 3]. В последнее десятилетие в стране было предпринято значительное число усилий правительственных и неправительственных организаций по улучшению образовательной инфраструктуры, обеспечению подготовки учителей и разработке учебных программ, способствующих равенству между мужчинами и женщинами [4; 5; 8]. ЮНИСЕФ и международная организация «Спасите детей» (Save the Children) реализовывали конкретные инициативы, направленные на устранение явных препятствий, с которыми сталкиваются афганские женщины при получении образования [10]. Подобные программы направлены не только на увеличение числа девочек в системе образования и снижение гендерного дисбаланса, но и на создание благоприятной для их обучения среды. Причастные к этому люди осознают важность борьбы с культурными и социальными условностями и стереотипами, ограничивающими возможности получения образования. Например, это инициативы по вовлечению в инновационные процессы родителей и лидеров местных общин. Вместе с тем возвращение талибов к власти в 2021 г. значительно ограничило доступ девочек к образованию, привело к их маргинализации и снижению шансов на личностное и профессиональное развитие. Сегодня существует множество препятствий, мешающих образовательному прогрессу молодых женщин Афганистана. Это социальные и культурные нормы, которые вытекают из устоявшихся консервативных идеалов. Во многих сельских регионах страны девушки сталкиваются с противодействием со стороны своих семей и общин, поскольку образование рассматривается как потенциальный вызов устоявшейся патриархальной власти. Кроме того, существует проблема безопасности: уязвимость школ перед актами насилия со стороны экстремистских группировок порождает атмосферу опасений и препятствует принятию родителями решения о зачислении девочек в образовательные учреждения [9]. В этих условиях для развития женского образования в Афганистане необходима постоянная помощь международного сообщества, которая не ограничивается предоставлением финансовой поддержки, но берет на себя ключевую роль в продвижении дипломатических усилий и всемерно влияет на изменение общей политики страны. Важнейшей платформой для объединения усилий, мобилизации ресурсов и облегчения координации деятельности по развитию образовательных систем развивающихся стран является «Глобальное партнерство в области образования» (The Global Partnership for Education – GPE). GPE объединяет государственные учреждения развивающихся стран, финансовых доноров, международные организации, гражданское общество, педагогические организации, частный сектор и различные фонды. Его инициативы включают в себя не только улучшение инфраструктуры, но и распределение ресурсов для подготовки учителей, создание учебных программ и дидактических средств [13]. Развитие женского образования в Афганистане также находится в фокусе внимания Организации Объединенных Наций (ООН) и Всемирного банка в рамках

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=