#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2024. Issue 1 38 воспитательную работу с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; варьировать формы и методы обучения и воспитания дошкольников; сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач; выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями). Изучение профессиональных дефицитов позволило установить, что начинающие педагоги, не имеющие специального педагогического образования, осуществляют образовательную деятельность, ориентируясь в основном на интуицию и житейский опыт. Наряду с перечисленными профессиональными дефицитами исследуемая нами категория педагогов отличается также низкими показателями ценностно- мотивационного компонента, который занимает значительное место в педагогической деятельности. Личность педагога, его жизненные ценности, интересы, потребности, мотивы и отношение к работе – всё находит отражение в ценностно-мотивационном компоненте. Во многом успех профессиональной адаптации зависит от установки педагога на профессию. Мы придаем важное значение этому компоненту еще и потому, что педагог, осознающий значимость своего труда для себя и для других, работает с большей самоотдачей, проявляет творчество, инициативу. Мотив заботы о счастье ребенка, желание обеспечить счастливое проживание детства является показателем осознанного выбора педагогической профессии воспитателя [4]. На этом основании помимо дефицитов в области профессиональных знаний и умений мы также исследовали у воспитателей без специального педагогического образования состояние ценностно-мотивационного компонента. Наше исследование показало, что данная категория работников по- дилетантски осознает ценности и мотивы педагогической деятельности. Основную цель своей деятельности они видят в осуществлении присмотра и ухода за дошкольниками, которое выражается в простых, практически бытовых функциях: накормить, погулять, уложить спать. Результаты нашего исследования были положены в основу выделения направлений и содержания работы по методическому сопровождению адаптации начинающих педагогов без специального педагогического образования. При этом мы исходили из того, что использование термина «сопровождение» корректно только в тех случаях, когда воспитателю оказывается поддержка в решении именно важных и актуальных для него проблем. Такое сопровождение организуется только при взаимодействии сопровождающего и сопровождаемого [2; 7]. Анализ научной литературы позволяет выделить виды сопровождения в зависимости от его характера и субъекта. Представим эти данные в таблице. Таблица 1 Виды сопровождения в зависимости от типа его субъекта Вид сопровождения ФИО автора Характеристика Сопровождение личности В. А. Лазарев, М. В. Ермолаева и др. Особый вид педагогической деятельности, отличающийся от обучения и воспитания в первую очередь признанием активности субъекта сопровождения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=