#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2024. Issue 1 37 Abstract .: The article discusses the problem of adaptation to professional activities of novice teachers of preschool educational institutions who do not have pedagogical education. As an effective tool for solving the problem, methodological support is proposed, providing work to compensate for deficits in the field of professional knowledge and skills; formation of the value and motivational component of professional activity; Use of mentoring, coaching, tutoring, and mentoring technologies. Keywords: adaptation, methodological support, novice teacher, technol... © Орлова Л. А., Аниканова В. Ю.,2024 © Orlova L. A., Anikanova V. Y., 2024 В последние годы разрешающие документы Минпросвещения и Минтруда России допускают ситуацию, когда в дошкольных учреждениях воспитательный процесс могут осуществлять как педагоги, получившие профессиональное педагогическое образование, так и работники без педагогического образования. К такой категории воспитателей ДОУ относятся начинающие педагоги, не имеющие специального педагогического образования, но прошедшие курсы профессиональной переподготовки. Именно данная группа воспитателей испытывает серьезные трудности на этапе вхождения в профессию, поиска гармоничного взаимодействия с профессиональной средой. Адаптационный период, представляющий объективную трудность для всех начинающих специалистов, для этой категории воспитателей чреват остро переживаемыми неуверенностью, сомнениями, беспомощностью. Помочь пережить этот непростой отрезок жизни и вовлечь начинающего педагога в профессиональную педагогическую деятельность возможно, если проводить с ним специальную работу. Организованное методическое сопровождение адаптационного этапа начинающего педагога может стать одним из видов такой работы [1; 6]. В период адаптации специальное сопровождение необходимо всем начинающим педагогам, а педагогам, не имеющим специального педагогического образования, особенно. Эта категория имеет определенные проблемы на этапе приспособления к профессиональной деятельности, так как у них отмечаются профессиональные дефициты. Профессиональные дефициты в психолого-педагогической литературе определяются как затруднения, которые испытывает педагог при решении профессиональных задач. В нашем исследовании под профессиональными дефицитами мы понимаем недостатки профессиональной компетентности, которые препятствуют осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональные дефициты – это своего рода разница между компетенциями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности, и имеющимися у педагога в реальной ситуации. Проведенное нами исследование (наблюдение за деятельностью воспитателей, диагностические беседы, методика независимых характеристик, анкетирование) показало, что начинающие педагоги без специального педагогического образования испытывают следующие дефициты в области профессиональных знаний и умений: – имеют слабые представления об основных закономерностях возрастного развития детей; особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; основах дошкольной педагогики и психологии; особенностях становления и развития детских деятельностей; педагогических закономерностях организации образовательного процесса; теории физического, познавательного и личностного развития дошкольников; закономерностях семейных отношений; – не умеют организовывать виды детской деятельности; применять методы физического, познавательного и личностного развития детей; строить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=