#Ученичество

| #Ученичество. 2024. Вып. 1 | #Apprenticeship. 2024. Issue 1 21 Отметим, что в выпусках для детей младшего возраста иллюстраций по- прежнему было больше, хотя имелись исключения (1885, вып. 2). Это можно объяснить тем, что второй выпуск первого отдела за 1885 год по объему материала меньше: в нем представлены пять рассказов, тогда как в выпуске для детей старшего возраста – семь. Для того чтобы продемонстрировать, как в журнале реализовывался заявленный подход к наглядности, проанализируем рассказ А. Н. Купреяновой (псевдоним А. Н. Смирновой) «Встреча», помещенный в отделе для детей младшего возраста за 1885 г. [4, с. 8–11]. Действие его происходит в лесу, что дает понять уже изображение на буквице (рис.1): ребенок включает воображение и начинает представлять то, что может находиться в лесу, погружается в обстановку рассказа. Рис. 1. Рисунчатый инициал. Задушевное слово. 1885. Т. XI. С. 8 . Все иллюстрации к рассказу снабжены подписями, которые не являются прямыми цитатами из текста, но играют роль «оживления» картин, превращают статичные изображения в действие. Главные герои рассказа вполне традиционны для русской бытовой сказки – мужик и медведь. С наступлением весны пробуждается весь лес, и медведь после зимней спячки решает отправиться в гости к своему товарищу. На иллюстрациях ребенок видит последовательность действий медведя: «Вот и пошел…», «Начал пробираться…», «И побрел…» (рис. 2–3).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=