#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 60 детей-инвалидов испытывают хроническую вину, которая изменяет их даже внешне: появляется особенная скованная походка, тихий голос. Вина провоцирует обиду, гнев и может стать источником депрессии. Следующие типичные реакции: бессилие, разочарование, «комплекс отверженности», невозможность изменить ситуацию. Родители не могут изменить тот факт, что у ребенка есть инвалидность, но необходимо понять, что они могут справиться со своими жизненными проблемами, развивая в себе жизнестойкость. Разочарование задевает самолюбие родителей, бросает вызов их системе ценностей. Это чувство, которое противоречит прежним амбициям, надеждам, ожиданиям об успешном и счастливом будущем их сына (дочери), зачастую приводит к невозможности принять реального больного ребенка. Эти особенности семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями физического или психического здоровья, были предметом обсуждения и сравнительного анализа студентов на практических занятиях по педагогической, социальной психологии, педагогике, конфликтологии. Для современной образовательной ситуации характерна противоречивая и неустойчивая родительская мотивация, минимизация времени и ресурсов, примитивизация контента общения с детьми, низкая «родительская эффективность». В школьной практике приоритетным направлением взаимодействия учителя с семьей детей остается педагогическое просвещение: лекции, беседы, конференции, собрания, вечера «вопросов и ответов» (часто в дистанционном формате). В ситуации инклюзивного образования при общении учителя с родителями учащихся должны доминировать индивидуальные формы, персональные (конфиденциальные) консультации. Сегодня в инклюзии, как в узком, так и в широком контексте, особенно востребованы технологии и техники личностной педагогической поддержки и психологического сопровождения семьи [5]. В процессе изучения дисциплин «Психологические основы конфликта» и «Превентивная педагогика» будущие учителя получают информацию о кризисных этапах в развитии семьи, о типологии сложных семей, их специфике, о факторах, провоцирующих конфликты родителей и детей, об условиях гармонизации семейных отношений. Нередко дидактические конфликты вызваны неадекватной оценкой способностей ребенка, завышенными требованиями к нему со стороны семьи. Студенты убедились, как важно разъяснить родителям, что нереально завышенные требования к детям приводят их к тяжелому чувству вины, к постоянной тревожности, страхам, фрустрации, неврозам. Ради сохранения физического, интеллектуального, эмоционального здоровья учащихся, чувства их защищенности и психологического комфорта необходимо адаптировать требования к реальным учебным возможностям детей. Основу взаимодействия педагога с семьей в инклюзивном пространстве составляют помогающие отношения, включающие интерес к ребенку, принятие, доверие, понимание, предоставление возможности родителям самостоятельно делать выбор и принимать решения. Подготовка студентов к эффективному взаимодействию с семьей «особого» ребенка – сложный, длительный, неоднозначный процесс. Первоначально полученные позитивные результаты позволяют надеяться, что будущие выпускники смогут более успешно осуществлять взаимодействие с родителями школьников в ситуации инклюзии. Профессионально грамотное и продуктивное общение учителя с семьей «особого ребенка» – это значимый фактор для системы «социальных лифтов», позволяющих обеспечить реальную и успешную перспективу для каждого ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=