#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 59 структуру, стиль воспитания, специфику установок по отношению к своему ребенку (здоровому или с особыми образовательными потребностями). При общении с родителями важно создать ситуацию диалога, равенства позиций взрослых людей, готовых помочь ребенку, минимизировать эмоциональные всплески, перестроить их первоначальную агрессивную или оборонительную позицию. На практических занятиях по таким дисциплинам, как «Психология конфликта», «Превентивная психология», «Педагогическая психология», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» будущие учителя убедились в психотерапевтическом эффекте музыкальных фрагментов, помогающих снять психоэмоциональное напряжение, снизить агрессивность, перевести деструктивный конфликт в конструктивный. Использование на семинарах по педагогической, возрастной, социальной психологии и педагогике музыкальных произведений А. Вивальди, А. Моцарта, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, Э. Грига, Л. Бетховена снижает уровень тревоги участников образовательного процесса, улучшает психологический климат в студенческой группе [2; 4]. Язык музыки не требует перевода, он понятен студентам разных национальностей, конфессий, языков, культур, что особенно значимо в ситуации инклюзии в широком контексте. В образовательный процесс в ТГПУ им. Л.Н. Толстого и БГПУ им. М. Танка были включены упражнения по саморегуляции, арт-терапии, а также система психолого-педагогических ситуаций и кейсов, возникающих при взаимодействии «особых» детей и их родителей с учителями, одноклассниками. Ребенку необходимо личностное пространство, позволяющее ему войти в мир, в культуру, в будущую профессию, в сообщество сверстников. Учитель может рекомендовать родителям использовать искусство (театр, кино, живопись, художественную литературу, музыку) как средство, позволяющее минимизировать потенциальные риски, страхи, фрустрацию, тревожность у каждого из членов семьи, улучшить эмоциональную атмосферу [2; 4]. Диапазон воспитательных ресурсов подобной практики чрезвычайно разнообразен. Перенос личного квази-профессионального опыта студентов на ситуацию будущего взаимодействия выпускников университета с родителями детей может оказаться полезным и перспективным. Будущий учитель должен знать, что для семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями физического и психического здоровья, характерен комплекс психологических, социальных и педагогических проблем. Положение такой семьи психотерапевты и психиатры часто описывают как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. В подобных семьях, несмотря на многообразие и вариативность отклонений ребенка от нормы, наблюдается общий спектр проблем. Первая реакция родителей, узнавших об инвалидности ребенка, – неприятие по отношению к нему, к врачам, родственникам, знакомым. Наиболее острой формой неприятия является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство возникает у родителей, находящихся в глубокой депрессии. У членов семьи наблюдается искажение субъективного образа мира: представлений об отношении к себе, к ребенку, к близким людям, к социуму. Неприятие часто сменяется агрессий, направленной на медицинских работников, которые рассказали родителям о проблемах ребенка. Следующая реакция – страх, неизвестности родители боятся больше, чем какой-либо информации. Страхи разнообразны: какое будущее ждет больного ребенка, как к нему будут относиться чужие и близкие люди, не окажет ли его состояние негативное влияние на жизнь братьев и сестер. Далее следуют чувство вины и беспокойство: не являются ли сами родители причиной болезни ребенка. Матери

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=