#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 58 провоцирующим ситуацию буллинга и моббинга. Необходимость адресной подготовки выпускников университета к сопровождению этой категории школьников становится очевидной [1; 5]. Результаты многочисленных исследований убеждают, что профессиональные компетенции (диагностическая, прогностическая, психотерапевтическая, аналитическая, конфликтологическая), необходимые для эффективного решения многочисленных проблем, недостаточно сформированы у выпускников как российских, так и белорусских вузов. Начинающие учителя отмечают, что перед встречей с родителями учеников испытывают растерянность, беспомощность, неуверенность в себе. Им трудно выбрать оптимальный стиль общения, модель поведения, прогнозировать варианты возможной реакции родителей, предупредить конфликты, вовлечь членов семьи в совместную деятельность по развитию личности ребенка. Особенно много проблем возникает при взаимодействии педагога с семьей, имеющей ребенка с особыми образовательными потребностями. Подготовка будущих педагогов к успешному сотрудничеству с родителями детей связана с коррекцией целей изучения психолого-педагогических дисциплин, обогащением их содержания, обоснованием и реализацией наиболее адекватных технологий, модернизацией заданий производственной практики, выбором критериев и показателей оценки эффективности полученных результатов. Для работы с родителями учеников в инклюзивном обучении целесообразно использовать техники поддержки и сопровождения семьи. С особенностями применения этого инструментария студенты знакомятся на занятиях по педагогической психологии, педагогике, превентивной психологии, конфликтологии. Педагогическая поддержка в семейном воспитании – это комплекс методов, приемов, средств, направленный на оказание учителем срочной превентивной помощи родителям в развитии субъектности как здорового ребенка, так и школьника с ограниченными возможностями физического или психического здоровья. Педагогическая поддержка носит оперативный характер, требует от учителя быстрых, но в то же время обоснованных решений на основе оценки возможных рисков, информации об особенностях семьи, о состоянии ребенка. Педагогическая поддержка осуществляется эпизодически, ситуативно и связана с наиболее сложными периодами жизнедеятельности семьи. Взаимодействие школы и родителей часто имеет характер сопровождения: в длительном или даже постоянном и непрерывном сопровождении учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога нуждаются неблагополучные в эмоционально-психическом отношении семьи, имеющие как здоровых детей, так и «особого» ребенка. Психологическое сопровождение – это совместная деятельность педагогов, психологов, родителей детей, ориентированная на систематическое, регулярное, целенаправленное влияние на ребенка. Этот вид помощи носит стратегический или тактический характер и опирается на перспективный прогноз развития личности ученика. Психологическое сопровождение базируется на следующих принципах: рекомендательный характер советов педагога или психолога; приоритет интересов семьи; непрерывность сопровождения «на стороне ребенка»; поливекторность влияния в различных видах деятельности; согласованная работа группы заинтересованных профессионалов; их ценностное единство, близость приоритетов; готовность к диалогу, эмоциональная стабильность, критичность, креативность, толерантность. Для создания продуктивных взаимоотношений с семьей учителю полезно знать ее социальный, культурный, образовательный, аксиологический контекст,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=