#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 57 Fedotenko Inna Leonidovna Sc.D.(Pedagogy), Professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University Tula, Russia innafedotenko@mail.ru Abstract .: The authors prove the relevance and prospects of purposeful preparation of students for cooperation with students' families in inclusive education. The content of psycho-pedagogical disciplines included material on the essence and models of inclusion, stages of adaptation of migrants, indicators of school violence, allowing to prepare students to interact with parents of schoolchildren. The article presents the typology of families, describes factors provoking conflicts, and highlights conditions for psychologically safe communication between teachers and schoolchildren's families. The authors analyse specific features of a family with a child with special educational needs. The article reveals positive dynamics in preparation of students for interaction with families of schoolchildren in the situation of inclusion. Keywords: students, psycho-pedagogical disciplines, training, inclusion, children with special educational needs, migrants, parents of schoolchildren © Полякова Е. С., Федотенко И. Л., 2023 © Polyakova E. S., Fedotenko I. L., 2023 Взаимодействие учителя с родителями школьников всегда было наиболее сложным и потенциально конфликтогенным аспектом его профессиональных обязанностей, как в России, так и в республике Беларусь. Однако в современной ситуации гетерогенного образовательного пространства спектр конфликтов, рисков и угроз значительно расширился, что отразилось на общении педагога с семьей учеников. Неблагоприятный прогноз относительно психического и физического здоровья детей и подростков актуализирует проблему адресной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в инклюзивной среде (инклюзия в «узком» смысле слова). Рост количества учащихся-инофонов, детей из семей мигрантов и беженцев требует пристального внимания ученых и практиков и акцентирует феномен инклюзии в «широком» смысле (в совместную деятельность включены учащиеся разных национальностей, культур, языков, конфессий). Вместе с тем оба типа инклюзии не изолированы друг от друга, дети из семей мигрантов и беженцев нередко имеют проблемы в состоянии физического и психического здоровья. Это вполне объяснимо: травматический фактор миграции, непривычные условия жизни, дискриминация могут привести учащихся к социальной и школьной дезадаптации. Пережитый негативный опыт влияет на особенности поведения детей и подростков, усложняет межличностные отношения, снижает самооценку, искажает мироощущение, провоцирует девиантное (а нередко и делинквентное) поведение, вызывает повышенную агрессивность. Среди проблем, часто возникающих у школьников-мигрантов, нарушения когнитивных и эмоционально-волевых процессов, неврозы, трудности общения, отсутствие социального опыта поведения в условиях неопределенности, недостаточное развитие коммуникативных навыков, аксиологическая и технологическая неготовность педагогов к взаимодействию с этой группой учащихся [1; 5]. В школах Тульского региона чаще всего среди мигрантов можно встретить выходцев из Азербайджана, Армении, Вьетнама, Китая, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Сирии, Афганистана. Интолерантность учителей, школьных психологов и родителей нередко становится «пусковым механизмом», «запускающим» неприятие школьниками своих «особых» одноклассников,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=