#Ученичество
| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 54 принципы: высокий научно-теоретический уровень, концептуальная целостность, проблемность, практикоориентированность . Реализации диалектического взгляда на описываемые явления, а также идеи современной (постнеклассической) научной парадигмы – «принципиальной недоопределенности значения и смысла научных понятий, суждений, теории» [4] – способствует включение в текст пособия разных определений ключевых понятий. Наличие нескольких трактовок основных категорий теории воспитания в учебном издании позволяет сформировать о них более полное представление, а также вовлечь студентов в научный полилог. Практический блок представлен практикумом – комплексом разноуровневых заданий, последовательное выполнение которых обеспечит закрепление знаний и формирование всех необходимых умений в рамках изучаемой темы: задания на осмысление и закрепление ключевых понятий темы и взаимосвязей между ними (задание * ); задания на трансформацию теории в ориентировочную основу педагогической деятельности (задание ** ); задания на проектирование решения профессионально-педагогической задачи (задание *** ). В практикум включены задания на анализ и оценку конкретных педагогических ситуаций, типичных и актуальных для начального образования. Предлагаемые задания сконструированы на основе таких принципов организации учебной деятельности студентов, как принцип творчества, принцип дифференциации, принцип приближения к профессиональной деятельности, принцип воспитывающего характера обучения, и направлены на формирование не только предметных, но и ценностно-смысловых компетенций студентов. Так, в ряде тем предусмотрено выполнение заданий на осознание значения и смысла социальных ценностей (человек, родина, труд, семья, здоровье, красота), что необходимо для развития профессионального мировоззрения, аксиологической сферы учителя как воспитателя, наставника. В этих же темах предусмотрены задания по проектированию и реализации воспитательного диалога. Например, в задании 7 *** темы 12 студенты должны разработать содержание беседы, которая поможет учащимся понять социальный смысл ряда норм (бережное отношение к учебникам, школьному имуществу; ответственное отношение к учебе; ответственное отношение к своему здоровьюи др.). Рефлексивно-оценочный блок представлен тестом для самоконтроля, состоящим из 10–15 вопросов с пятью вариантами ответов. В самостоятельные разделы учебного издания выделены глоссарий и словарь имен. Глоссарий содержит перечень основных терминов, которые используются при изложении теоретических основ воспитания. В разделе «Словарь имен» представлена информация об ученых, результаты исследований которых внесли значительный вклад в развитие теории воспитания. Для расширения дидактических возможностей электронного пособия глоссарий, словарь имен и текст лекций были связаны гиперссылками. Значимость электронного пособия определяется потребностью высшего педагогического образования в развитии электронно-образовательной среды как уникального инструмента формирования информационно-коммуникационных компетенций будущих учителей и осуществления дистанционного образования. Электронный формат учебного издания позволяет интегрировать его в информационно-образовательное пространство вуза, использовать для повышения качества образовательного процесса в очной и заочной (в том числе дистанционной) формах обучения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=