#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 53 Функция индивидуализации обучения реализуется учебным пособием в том случае, если оно предоставляет студентам возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут. Для реализации данной функции в учебное пособие включают задания вариативного характера, позволяющие студенту выбирать объём и характер выполняемой работы. Рефлексивно-оценочная функция учебного пособия состоит в инструментальном обеспечении процессов рефлексии и самооценки в ходе освоения студентами учебной дисциплины. Информационно-коммуникационная функция пособия заключается в расширении пространства учебной деятельности студентов, вовлечении их в активную работу с информацией в масштабах открытого образовательного пространства. Рассмотрим указанные выше положения на примере электронного пособия «Теоретические основы воспитания» [5], которое является комплексным учебно- методическим обеспечением одноименной учебной дисциплины. Реализация функций учебного пособия обусловлена его структурно-содержательными особенностями. Все темы структурированы одинаково: ориентационно-целевой блок, теоретический блок, практический блок и рефлексивно-оценочный блок. Ориентационно-целевой блок представлен краткой аннотацией, структурно- логической схемой темы, требованиями к знаниям и умениям студентов, планом темы и списком рекомендуемой литературы. Краткая аннотация отражает межтематические и внутритематические связи, ключевые понятия темы (для акцентирования внимания обучающихся на основных понятиях и формирования общего представления о когнитивном поле темы данные понятия выделены жирным шрифтом, а также связаны гиперссылками с глоссарием). Основные понятия, положения темы и взаимосвязи между ними представлены в виде структурно-логической схемы (СЛС). Педагогическая ценность СЛС состоит в том, что, визуализируя в компактном виде систему научных знаний по теме, она способствует формированию ориентировочной основы предстоящей познавательной деятельности и более осознанному изучению отдельных вопросов на основе понимания их места и роли в воспитательной деятельности (отдельном компоненте деятельности) учителя. Целостное и системное видение проблемы, которой посвящена та или иная тема, выступает важным условием формирования действенности знаний в диалектическом единстве оперативности (готовности применять знания в разнообразных стандартных ситуациях) и гибкости (готовности к творческому применению знаний в нестандартных ситуациях). Обращение к схеме оправдано как в начале изучения темы, так и после ознакомления с теоретическим материалом (для повторения и обобщения изученного), при выполнении отдельных практических заданий. В темах, посвященных конкретным направлениям воспитания, схемы аналогичны, отражают структуру воспитательного процесса, и в ситуации многократного повторения содействуют формированию метапредметного подхода к анализу / решению воспитательной ситуации: целеполагание – отбор содержания воспитания – определение средств воспитания – анализ результатов. Ознакомление с требованиями к знаниям и умениям по теме обеспечивает реализацию принципа субъектности в обучении, аргументирует выбранный подход к выделению основных вопросов темы (требования к знаниям) и предлагаемым заданиям в практикуме (требования к умениям). После перечня ключевых вопросов по теме предлагается список литературы (основной и дополнительной) для их углубленного изучения. Теоретический блок содержит теоретическое содержание предметного материала, в основу отбора и представления которого положены следующие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=