#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 52 © Чумакова С. П., 2023 © Chumakova S. P., 2023 Приоритеты и целевые ориентиры современного высшего образования обусловили повышенное внимание к организации самостоятельной работы студентов. Предметом исследования сегодня выступают различные аспекты эффективной организации самостоятельной работы студентов: оптимальное соотношение разных видов учебной работы, разработка, апробация и внедрение инновационных средств самостоятельной работы, научно-методические основания организации самостоятельной работы в условиях разных форм получения образования (в том числе дистанционной) и др. Эффективным современным средством организации самостоятельной работы студентов выступает электронный учебник, который обладает более широкими возможностями по сравнению с бумажным аналогом. Поэтому несмотря на наличие достаточного количества печатных изданий по той или иной учебной дисциплине (в частности, по теории воспитания) существует необходимость расширения практики разработки и использования электронных изданий. Процесс разработки электронного учебника имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных тем, что гипертекст – это нелинейное, многомерное, иерархически структурированное представление текстовой и нетекстовой информации [3]. Методологическую основу разработки нашего электронного пособия [5] составили основополагающие педагогические идеи системного, компетентностного, контекстного, личностного подходов. Системный подход в электронном пособии реализуется во взаимосвязи его структурных компонентов, которые будут охарактеризованы ниже. Компетентностный подход реализуется в таком формировании содержания электронного пособия (учебной информации, учебных заданий), которое обеспечит освоение студентами комплекса необходимых компетенций в масштабе как учебной дисциплины, так и отдельной темы. Контекстный подход ориентирует на отражение в содержании электронного пособия специфики профессиональной деятельности и реализуется посредством включения заданий квазипрофессионального характера. Личностный подход предполагает оснащение электронного пособия ресурсами учёта индивидуальных особенностей студентов, предоставление им возможностей реализации субъектности в выстраивании своего образовательного маршрута (включение заданий вариативного, разноуровневого характера, использование интерактивных средств и др.). С учетом основных функций учебных изданий, рассматриваемых в педагогических исследованиях [1; 2; 3], был определен функциональный профиль электронного пособия, инвариантную часть которого составили организационно- управляющая; обучающая; индивидуализации обучения; рефлексивно-оценочная; информационно-коммуникационная функции. Реализация организационно-управляющей функции обеспечивается средствами информирования студентов о содержании учебной дисциплины и организации учебной деятельности (учебная программа дисциплины, пояснения по работе с пособием, развернутые инструкции по выполнению заданий, списки рекомендуемой литературы и гиперссылки на источники сети «Интернет», задания для самоконтроля усвоения учебного материала). Обучающая функция состоит в овладении учебной дисциплиной, освоении необходимых компетенций в результате изучения теоретического материала и выполнения практических заданий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=