#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 49 Проведенный анализ текстов и сопоставление отечественных произведений с зарубежными позволяют сделать вывод о том, что в современной фантастической прозе для подростков прослеживается тенденция, при которой инициативность и самостоятельность героев-детей обусловлена слабостью или пассивностью взрослых персонажей, побуждающей героев активно действовать. При этом переход инициативы от взрослых к детям характерен не только для фантастики [4; 7], но в фантастических произведениях он объясняется не социально-психологическими факторами, а спецификой жанра и функциональными особенностями развития сюжета. Творчески переосмысляя традиции волшебной сказки, авторы наделяют взрослых персонажей чертами и функциями архетипических героев. «Добрые», «злые» и «слабые» взрослые во многом определяют развитие сюжета и путь героя- подростка, при этом ключевую роль, на наш взгляд, играют именно «слабые» взрослые, соотносимые с отправителем в волшебной сказке. «Слабый» взрослый способствует становлению самостоятельности и в итоге – взрослению главного героя [9]. На одни и те же обстоятельства и события взрослый реагирует слабостью и бездействием, а подросток – активностью и постепенно обретаемой силой. Этот путь в большинстве случаев сопряжен с трудностями, болью и потерями, и здесь «слабый» взрослый сближается со «злым», заставляя героя и страдать, и идти вперед. Литература 1. Асонова Е. А. Табу или не табу – вот в чем вопрос! // Детские чтения. 2020. Т. 17, № 1. С. 320–333. URL : https://doi.org/10.31860/2304-5817-2020-1-17-320-333 . 2. Асонова Е. А., Сененко О. В. Опыт анализа конкурсных письменных работ подростков в аспекте результативности литературного образования в основной школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 3 (41). С. 79–89. 3. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературы в школе. М.: Просвещение, 1990. 188 с. 4. Горенинцева В. Н., Губайдуллина А. Н. Новая модель «значимого взрослого» во внутрисемейных отношениях (по материалам современной российской прозы для детей и подростков) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 176–187. 5. Григоровская А. В. Реализация функций волшебной сказки в структуре антиутопий Д. Глуховского «Метро 2033» и Д. Быкова «ЖД» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 82–91. 6. Дмитриевская Л. Н. Мотивы и образы волшебной сказки в романе М. Петросян «Дом, в котором...» // Национальный стиль русской литературной классики : материалы V Межвуз. с междунар. участием науч.-практ. конф., Москва, 12 апреля 2019 г. / отв. ред. С. А. Васильев. М.: Моск. городской пед. ун-т, 2020. С. 93–99. 7. Зелезинская Н. С. Архетип безответственного родителя в англоязычном подростково- молодежном романе XXI века // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2022. Т. 14, № 3. С. 95–105. 8. Зурабова Л. Р. Функциональные роли действующих лиц «Гарри Поттера» в рамках структуралистского подхода В. Я. Проппа // Сегодня и всегда: актуальные проблемы литературоведения, лингвистики и лингводидактики : сб. науч. тр. по литературоведению, лингвистике, лингводидактике, посвящ. юбилею д-ра филол. наук, проф., зав. каф. англ. филологии ИИЯ МГПУ Ксении Михайловны Барановой. М.: Языки Народов Мира, 2023. С. 132–142. 9. Киктева К. С. «Экстремальное» взросление героев подростковых антиутопий (на примере произведений современных зарубежных авторов) // Педагогический дискурс в литературе : материалы семнадцатой Всерос. науч.-метод. конф., посвящ. 130-летиюДж.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=