#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 48 самостоятельно позаботиться о себе: чтобы не попасть в исследовательский институт в качестве подопытного немутанта, Дюшка решает сбежать. «Злыми» взрослыми выступают родители Риза, Дюшкиного друга, который вызвался помочь ему с побегом. Риз, как и все, не испытывал человеческих чувств и эмоций. Но по какой-то неведомой причине пожалел Дюшку и бескорыстно, искренне решил ему помочь. Его родители и представить себе не могли, что их сын ввязался в эту историю из добрых побуждений, они думали, что это обман и хитрость, которая поможет их семье получить выгоду. Марсия и Элиот предают Дюшку, опаивают его снотворным, похищают и помещают в психиатрическую лечебницу, чтобы потом сдать его ученым или властям и получить деньги. Они, как и родственники главного героя (и другие взрослые персонажи романа), лишены человеческих чувств и переживаний. Однако они не просто равнодушны к Дюшкиной истории, они причиняют мальчику реальный физический вред, препятствуют его спасению. Интересно, что в самый важный момент, когда Дюшка решает сбежать из дома, чтобы не попасть в исследовательский институт, ни бабушка, ни дедушка, ни родители в это никак не вовлечены, что подтверждает их слабую позицию, и сюжетно дает главному герою стимул к самостоятельности, проявляющейся в том, что герой отправляется в путь навстречу неизвестности. Таким образом, в «Мутангелах» мы можем наблюдать переход отдельных «добрых» взрослых в категорию «слабых» и даже «злых» по мере того, как раскрываются их образы. «Слабость» взрослых также становится катализатором формирования самостоятельности героя-подростка. «Злые» же взрослые, в отличие от аналогичных персонажей двух ранее рассмотренных произведений, не являются воплощением некоего глобального зла, но тоже выполняют функцию вредителей . Можно проследить присутствие рассмотренных типов взрослых персонажей и в зарубежных произведениях подростковой фантастики. «Добрый», помогающий взрослый – это часто родственник, например, отец («Голодные игры» С. Коллинз, «Испытание» Ж. Шарбонно), мать («Дивергент» В. Рот) или дедушка («Обрученные» Э. Каунди, «Клеймо» С. Ахерн); возможно, некий наставник, учитель (Дающий в одноименном произведении Л. Лоури). Объединяет и делает «добрыми» взрослыми этих персонажей то, что они по сути выполняют функцию помощников или дарителей , передавая главному герою или героине некие важные для выживания знания, умения или качества, как бы готовя к дальнейшим испытаниям. Но часто, как и в произведениях российских авторов, именно родители, предстающие как «добрые» и любящие взрослые, переходят в категорию «слабых», не справляясь с ситуацией (родители в «Веке чудес» К.Т. Уокер, матери в тех же «Голодных игры» и «Обрученных») или же погибая / исчезая из жизни героя слишком рано («В поисках синего» Л. Лоури) и, таким образом, вынуждают главных героев действовать самостоятельно и взрослеть. А «злой» взрослый, который угрожает жизни героя и часто добивается его физического уничтожения, – это часто представитель или воплощение враждебной системы (ср. «Тихие игры»), чаще всего государственной: чиновник («В поисках синего», «Испытание», «Обрученные»), судья («Клеймо») и сам президент («Голодные игры»). Итак, мы рассмотрели три основных типа взрослых персонажей в фантастических произведениях для подростков. Эти типы с большей или меньшей регулярностью встречаются в произведениях российских и зарубежных авторов. При этом тип «слабого» взрослого функционально соотносится с отправителем в сказках, к которым близки фантастические произведения. И именно этот «слабый» взрослый способствует становлению самостоятельности героев-подростков, которое происходит наиболее явно и быстро именно в фантастических произведениях, и особенно это характерно для антиутопий [9].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=