#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 47 В «Уровне Пи» – первой книге фэнтези-серии «Мутангелы» Аи эН – действия разворачиваются сразу в нескольких мирах и измерениях. Художественный мир произведения подразумевает наличие множества реальностей и альтернативных планет. Развитие основного сюжета происходит на альтернативной планете Земля, где люди по какой-то причине серьезно видоизменились, превратившись в мутантов первого, второго, третьего и четвертого порядков. Главный герой романа – тринадцатилетний Андрей Клюшкин (Дюшка), единственный обычный человек, немутант, к которому приковано всеобщее внимание. Он необычайно ценен и интересен с научной точки зрения, поэтому за ним ведется пристальное наблюдение. Более того, как только Дюшке исполнится четырнадцать, его заберут в специальное учреждение для изучения в лабораторных условиях. Это известно всем, но до какого- то момента остается тайной для героя. Важная особенность всех мутантов заключается в том, что они не умеют любить и не испытывают сильных чувств и эмоций. «Если мутант влюбляется или переживает по-настоящему, с эмоциями, и уровень этих эмоций доходит до “уровня пи” – то есть три целых и четырнадцать сотых – он, мутант, немедленно разорвется пополам. Или на сто частей треснет. Или вообще исчезнуть может, если не просто переживает, а от любви. Это всем известно» [16, с. 75]. Помимо мутантов на Земле-12 (именно на этой альтернативной планете разворачивается действие романа) встречаются ангелы – существа иного порядка, способные перемещаться между всеми реальностями и изменять их. В мире, где нет эмпатии, любви, сопереживания и сочувствия, «добрых» и сильных взрослых найти довольно сложно, поэтому среди мутантов мы их почти не видим. Роль «добрых взрослых» играют ангелы – существа более совершенные, способные вмешиваться в дела мутантов и помогать им. Джейн, Рон и Дима – ангелы, следящие за Дюшкой и всей планетой, они не контактируют с главным героем напрямую, но в определенной степени покровительствуют ему и в рамках предложенной нами типологии могут считаться «добрыми» взрослыми, волшебными помощниками и покровителями. Рассмотрим других персонажей, с которыми герой активно взаимодействует. У Дюшки есть родители, бабушка и дедушка. До какого-то момента все они могут восприниматься как «добрые» и помогающие. Бабушку, «ту еще старушенцию», которая днем росла на грядке, а по вечерам любила ходить в гости, Дюшка любил. Она рассказывала ему истории о том, какой была жизнь до мутаций, и в меру своих возможностей переживала за внука: «Ей было жаль внука, искренне жаль. Ах, если бы он был мутантом и не знал, что такое боль!» [16, с. 20–21]. Дедушка, Славик Тихонович, проводил с внуком немало времени, уделял ему много внимания и даже обустроил для него мастерскую в собственном доме. Однако по мере развития сюжета читатель узнает, что и бабушка, и дедушка сотрудничали с секретным институтом, работники которого изучали Дюшку. Они передавали им сведения, участвовали в проведении тестов и экспериментов над Дюшкой, а Славик Тихонович и вовсе организовал слежку за внуком и собирался разбогатеть, написав мемуары о последнем немутанте: весь его интерес к внуку был продиктован корыстью и поиском личной выгоды. С точки зрения привычных нам ценностей такое поведение позволяет отнести бабушку и дедушку Андрея скорее к разряду «злых» взрослых, вредителей , но, учитывая особенности художественного мира произведения, тот факт, что они не испытывают эмоций, делает их скорее «слабыми», неспособными помочь и поддержать. Родители, которые также сотрудничали с учеными, тоже оказываются в позиции «слабых» взрослых: «Дюшкина мама была “первой” мутанткой, она умела переживать и частенько по вечерам… очень переживала за своего сына…» [16, с. 91]. Они хотя и жалеют сына, но воспринимают происходящее как должное и не пытаются изменить ситуацию. Главному герою приходится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=