#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 45 В свете происходящего главным героям становится совершенно ясно: действовать придется только самим, полностью полагаясь на себя и на друзей – таких же подростков. «Забудь, – отвечает Марина, – и про моего папу, и про Гошиного. И про своих родителей тоже забудь, и про Павла Васильевича с Зиночкой. Взрослым нельзя доверять – они слишком напуганы. Если мы хотим спасти Гошину маму, мы должны действовать сами» [17, с. 157]. Получается, что по мере развития сюжета функции этих взрослых меняются: претендуя вначале на роль помощников, они на деле оказываются отправителями, которые сами не способны к активным действиям, а лишь послушно склоняются перед чужой волей, как тот самый отец из сказки, который по приказу злой жены везет свою дочку в лес. Но тем самым они создают ситуации, которые побуждают подростков проявлять самостоятельность , то есть принимать решение, реализовывать его и брать на себя ответственность за свои действия и их последствия. В некоторых случаях взрослые, как, например, Маринин папа, понимают, что всё изменилось, но уже поздно: «Я идиот, с прозрачной ясностью подумает он. Сообрази я чуть раньше, я бы ее не отпустил» [17, с. 157]. Тем не менее дети отправляются в путь, и в итоге они взрослеют, становятся самостоятельными, обретают силы для этого, не только поддерживая и спасая вдруг оказавшегося «слабым» взрослого, но и чему-то учась у него: «Гошина мама меня многому научила, думает Ника. Она доказала, что можно жить так, как ты хочешь, как считаешь нужным. Можно изучать этнографию – и научиться пересекать Границу. Можно уйти – и вернуться» [17, с. 325]. Таким образом, в романе Сергея Кузнецова присутствуют активный «злой» взрослый, противостояние которому становится вопросом жизни и смерти; «добрые» взрослые, которые поначалу помогают героям и ассоциируются с их уходящим детством, и «слабые» (фактически вчерашние «добрые») взрослые, бездействие которых заставляет героев-подростков брать на себя ответственность за себя и окружающих, становясь самостоятельными. В «Тихих играх» Софьи Ремез показан другой вымышленный мир, который, однако, во многом сближается с миром романов Кузнецова. Правосудие вершится на Главном канале телевидения, школьных учителей постепенно вытесняют психотренеры, а ошибка банковской системы ставит под угрозу личную свободу сразу многих людей. Главная героиня, тринадцатилетняя Вера, живет с бабушкой. Мать Веры умерла, отец женился во второй раз и переехал в другой город вместе с женой. Отметим, что ситуация явно отсылает к народным сказкам о злой мачехе, но ожидания читателей не оправдываются, мачеха не становится в произведении активным «злым» взрослым, она лишь символически «забирает» у героини отца. Бабушка Веры обвиняется, как и многие другие работники образования, в хищении крупной суммы, по ошибке перечисленной на ее счет. Семьи обвиняемых оказываются под домашним арестом до суда, который состоится неизвестно когда. Еще одна жертва этой же ситуации – мать Грина, соседа Веры. Домашний арест затягивается, общение и любые связи с внешним миром запрещены, прогулки возможны только по расписанию и в сопровождении охраны. И в этих условиях Вера и Грин находят возможность общаться, говорить обо всем на свете, даже не видя лиц друг друга. Взрослые, окружающие Веру и Грина, по большей части слабы. Бабушка Веры еще пытается заботиться о внучке, то есть быть помощником , «добрым» взрослым. Она следит за тем, чтобы Вера тепло одевалась, просит охранника не курить при Вере и т. д. Но всё это помогает незначительно. По большому счету, бабушка не способна оказать Вере поддержку, так как она сама растеряна и подавлена происходящим: «У бабу глаза на мокром месте. Я спрашивала – как же так? А она только: “Всё образуется, надо подождать, все решится”» [18, с. 12]. И позже, когда в прямом эфире

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=