#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 44 ближайшем будущем – покоритель двух миров» [17, с. 311]. Ожидаемо, ибо типично для подростковой фантастики, что в противостояние с ним, невозвращенцем, добровольно ушедшим в мир мертвых, оказываются вовлечены именно дети, то есть главные герои, и физически уничтожает его тоже одна из главных героинь. Однако почему вообще становится возможной финальная схватка? Именно потому, что Марина, Лёва, Ника и Гоша решают найти маму Гоши, которая отправилась в геологическую экспедицию на Белое море и пропала. Гошина мама выполняет в сюжете функцию отправителя , побуждающего героев отправиться в путь, навстречу испытаниям. В то же время она, на наш взгляд, одна из тех героинь, которых можно назвать «слабыми» взрослыми, то есть теми, кого герой-ребенок или подросток вынужден поддерживать или, как в данном случае, даже спасать. На первый взгляд, эта героиня совсем не слабая: она мечтает об Открытом мире, в котором нет границ между живыми и мертвыми, и даже предпринимает шаги для разрушения Границы. Однако позже она разочаровывается в своих идеалах, отказывается от борьбы: «Это только в книжках четверо друзей навсегда меняют мир. В жизни – не так… Сынок, я очень устала. Пойдем домой» [17, с. 311]. Остальных взрослых персонажей можно отнести, скорее, к «добрым», поддерживающим взрослым. Это и родителиМарины, и бабушка Лёвы, пережившая войну и эвакуацию, и Никина тетя Света, ветеран Великой войны с мертвыми. Они как могут помогают героям-подросткам, воспитывают, а главное, любят их. Помогают советом (пусть и непрошеным, насчет школьной формы, как Маринина мама), поддерживают добрым словом (как бабушка Лёвы) и даже готовы научить суровым боевым навыкам, как тётя Света – Нику: «Надо все-таки научить девочку с ножом управляться, думает Светлана Васильевна. Не дай бог, конечно, но вдруг пригодится?» [17, с. 168]. Это и школьный учитель Павел Васильевич, который прошел войну, и правдивые рассказы которого ученики всегда слушали с интересом. И даже не самые любимые школьные учителя, Валентина Владимировна по прозвищу Рыба и Дмитрий Данилович, ДэДэ, пусть и с натяжкой, но могут быть охарактеризованы как строгие, но всё-таки желающие не зла, а добра своим ученикам. Отметим в скобках, что этих персонажей можно было бы назвать еще и «недалекими» взрослыми. Но интересно, как легко эти «поддерживающие» взрослые становятся «слабыми», то есть ненадежными, не заслуживающими доверия, такими, которых подростки вынуждены если не спасать, то поддерживать морально сами. Вот уже Маринин папа, которому она всегда доверяла, говорит такие подрывающие доверие и в то же время «правильные», очень «взрослые» вещи. «Марина замирает. Ей кажется – она ослышалась. Папа советует бросить друга? Бросить, когда у него дома беда? Не может быть. <…> Мой папа никогда бы так не сказал. Мой папа читал мне книжки о смелых людях, рассказывал сказки о бесстрашных героях, учил не бояться и не отступать – он не может советовать бросить Гошу» [17, с. 157]. И Гошин папа не может или не хочет ответить на прямой, но «опасный» вопрос сына: «Ты все время говоришь: это сложный вопрос, – разозлился Гоша, – ты думаешь, я это хочу от тебя услышать?» [17, с. 161]. Павел Васильевич болен и слаб, он не может не только сопровождать своих учеников в опасный поход на Белое море, но даже отговорить их от этого похода. Он в силах сказать Марине, которая рассказала ему обо всех событиях, предшествовавших походу, лишь одно: «Запомни, командир отвечает за свой отряд, за свою команду» [17, с. 157], таким образом, открыто говоря о новой взрослой и небезопасной ответственности, которая ложится на плечи девочки. И вот уже учительница Зиночка, молодая, но все же, особенно по сравнению со своими учениками, взрослая женщина, плачет на плече у Ники, делясь с девочкой своими любовными переживаниями, будто с близкой подругой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=