#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 43 популярностью среди подростков, о чем свидетельствует значительное количество как переводной, так и русскоязычной литературы этого жанра. Внутри фантастики как жанра выделяются различные поджанры: научная фантастика, фэнтези, альтернативная история, постапокалиптика, стимпанк, дизельпанк и многие другие. Выбранные нами для анализа произведения российских авторов принадлежат к разным поджанрам фантастики: «Живые и взрослые» (2019) Сергея Кузнецова – альтернативный мир как поджанр фантастики; «Тихие игры» (2020) Софьи Ремез – социальная фантастика с элементами антиутопии; «Уровень Пи» (серия «Мутангелы») (2015) Аи эН – юмористическое фэнтези. В произведениях зарубежных авторов, с которыми в данной статье будут проведены параллели, сочетаются элементы антиутопии и социальной фантастики (С. Ахерн, Л. Лоури), апокалиптической (К.Т. Уокер) и постапокалиптической фантастики (С. Коллинз, Ж. Шарбонно), любовного фэнтези (Э. Каунди). Жанровое многообразие рассматриваемых произведений дает возможность увидеть различные функции взрослых персонажей и способы их реализации в тексте. Анализ перечисленных текстов в соотнесении с типологией действующих лиц В. Я. Проппа позволил нам выделить три типа взрослых персонажей: 1) помогающий и поддерживающий «добрый» взрослый, сопоставимый с дарителем волшебного средства и волшебным помощником в терминологии Проппа; 2) «злой» взрослый, с которым приходится бороться, – типичный вредитель , роль которого заключается в том, чтобы нанести вред, ущерб; 3) «слабый» взрослый, которого герою-подростку приходится спасать и поддерживать, может быть сопоставлен с отправителем , пожалуй, самым сложным и неоднозначным действующим лицом в концепции В. Я. Проппа, функция которого заключается в том, чтобы отправить героя в путь. В роли отправителя, согласно Проппу, могут выступать, например, родители, дающие благословение, даже не догадываясь, что герой идет на борьбу; мать, которая рассказывает сыну о похищении дочери, происшедшем до его рождения, не прося его при этом о помощи, но своим рассказом побуждая его отправиться на поиски (рассказ о беде в сказке может также исходить не от родителей, а от различных старушек, случайных встречных и др.); отец, который увозит изгнанную мачехой дочь в лес; царь, отсылающий героя за какой-либо диковинкой и т. д. [14]. Рассмотрим теперь подробнее, как представлены и как функционируют выделенные нами типы взрослых персонажей в выбранных произведениях. Действие романа Сергея Кузнецова «Живые и взрослые» разворачивается в альтернативном мире, свойства которого позволяют живым общаться с мертвыми. Однако речь идет не о спиритических сеансах и призраках. Мертвые здесь живут в Заграничье, контакты с которым возможны, но затруднительны и часто нежелательны, приблизительно как с зарубежными странами в советское время. Немало параллелей с последним мы и находим во всех трех книгах романа: День Проведения Границ как Октябрьская революция; зловещее и могущественное МПДЗ – Министерство по делам Заграничья; серебряные звезды вместо красных, популярный вид борьбы об-гру (оборона голыми руками) как самбо и многие другие, более или менее явные сближения. Для анализа в рамках данной статьи нами была выбрана первая книга, «Живые и взрослые: начало», в которой главные герои Марина, Лёва, Ника и Гоша учатся в седьмом классе и в силу возраста больше, чем в остальных книгах, взаимодействуют со взрослыми именно как со старшими. В книге присутствует отрицательный персонаж, «злой» взрослый: «ученый, дипломат, военный. В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=