#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 37  языковой материал («ядерная микросистема языка»);  теоретические сведения о языке и умения и навыки оперировать ими, или частноречевые навыки;  речевые умения и навыки – компонент, отражающий практическую цель обучения; основное его назначение – определение объема и границ умений и навыков общения (этот компонент не получил тогда достаточного научного обоснования и по-прежнему определялся эмпирически);  темы и ситуации – компонент, определяющий внеязыковые границы реализации практической цели обучения, конкретизирующий отрезки объективной действительности, на материале и в пределах которых формируется речевая деятельность учащихся (в 1980-е гг. только началось отражение этого компонента в программах, существовали различные его трактовки);  общеучебные умения и навыки [4]. Еще одна важная проблема, которая была поставлена в методике русского языка в национальной школе в 1980-е гг., – объективное определение уровня владения русской речью с позиций коммуникативно-деятельностного подхода. В Научно-исследовательском институте преподавания русского языка в национальной школе были проанализированы существующие классификации уровней владения (основанные на разных типах билингвизма, соотнесенные с родным языком учащихся), сформулировано определение понятия «уровень владения» с точки зрения коммуникативной методики [7, с. 31–41]. «Под владением ˂ ... ˃ речью, – писала Г. В. Кузьмина, – понимается умение осуществлять коммуника- цию на русском языке во всех сферах речевого общения: умение правильно строить высказывания на основе воспринятой смысловой информации и оформлять его в соответствии с нормами основных жанрово-стилистических разновидностей современного русского литературного языка» [7, с. 32]. Кроме того, в НИИ ПРЯНШ в рассматриваемый период началась разработка методик определения уровня владения как продуктивными, так и рецептивными видами речевой деятельности [7, с. 32]. В частности, в качестве эффективного средства сформированности рецептивных видов речевой деятельности стали использовать тестирование [7, с. 85–94]. Коренная перестройка всей общественной жизни в России на рубеже 1980–90- х гг. привела к существенным изменениям в языковой политике государства, и к формированию иных основ методики преподавания русского языка в национальной школе. Завершился целый большой период в развитии этой отрасли науки и образовательной практики. Подводя итог, выделим основные направления развития методики преподавания русского языка в национальных школах СССР в период с конца 1940- х до начала 1990-х гг.:  применение сравнительно-исторического метода языкознания для согласования грамматик русского и родного языка учащихся;  начало разработки сознательно-сопоставительного подхода к обучению русскому языку с учетом трудностей, вызываемых интерферирующим влиянием родного языка;  осознание необходимости строить методику с учетом подлинного предмета обучения – речи и с опорой на коммуникативный подход к преподаванию;  установление словарного минимума по русскому языку, подлежащего к изучению в разных классах национальной школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=