#Ученичество

| #Ученичество. 2023. Вып. 4 | #Apprenticeship. 2023. Issue 4 32 Период 1940-х гг. был временем существенных перемен в развитии методики преподавания русского и родного языков в национальных школах СССР. Факторы международной политики, территориальные изменения страны, появление новых аспектов в государственной идеологии – все это детерминировало новые задачи для профессионального сообщества педагогов и методистов. Возникла настоятельная потребность в превращении методики преподавания русского языка в национальной школе в планомерно развивающуюся область науки со своим специфическим предметом и особыми исследовательскими задачами. Распоряжением Совета Министров РСФСР № 3177-Р от 31 декабря 1948 г. и приказом Академии педагогических наук № 131 от 15.06.1949 г. был создан Научно- исследовательский институт национальных школ АПН РСФСР. Его создание было продиктовано насущными потребностями общеобразовательных учреждений в многонациональной стране. Переход к всеобщему основному 7-летнему образованию остро поставил вопрос, как обучать русскому языку учащихся национальной школы. Эта проблема была также частью более общей политической задачи – превращения русского языка в универсальный язык межнационального общения. Школа должна была стать инструментом формирования прочного национально-русского двуязычия населения страны. Эта цель провозглашалась как имеющая особое историческое значение. В этой связи главными задачами НИИ НШ стали: – проведение исследований и разработок в области методики преподавания русского и родных языков; – разработка программ, учебных пособий и методических рекомендаций для учителей по обучению, как русскому, так и родным языкам, в целях формирования национально-русского двуязычия; – изучение и распространение педагогического опыта учителей национальных школ и др. [15]. Деятельность Института во многом определила основные направления развития методики обучения русскому языку в национальных школах СССР в 1949– 1991 гг. Существенное влияние на развитие методики преподавания языков в начале 1950-х гг. оказала дискуссия по вопросам языкознания, развернувшаяся на страницах официальной газеты ЦК ВКП(б) «Правда» и определившая на некоторое время особенности преподавания предметов языкового цикла. Дискуссия была открыта 9 мая 1950 г. статьей филолога Арнольда Чикобавы, написанной им по прямому распоряжению И. Сталина. Текст был направлен против «нового учения о языке» – «яфетической теории» грузинского филолога и историка Н. Я. Марра (1865–1935), объявившего в начале 1920-х гг. «войну» традиционному (сравнительно-историческому) языкознанию. Идея Марра заключалась в том, что развитие языка идет от множества к единству: языки возникли независимо друг от друга, после чего происходил процесс их скрещения, когда два языка в результате взаимодействия превращались в новый третий язык, который в равной степени являлся потомком обоих языков. Марр считал, что в результате множества скрещений количество языков уменьшается, и в коммунистическом обществе этот процесс найдет завершение в создании всемирного языка, отличного от всех существующих, причем нужны целенаправленные усилия для ускорения этого процесса. Другая идея заключалась в структурном развитии языков. По мнению Марра, несмотря на то, что языки возникли независимо друг от друга, они всегда развивались по единым законам, хотя и с неодинаковой скоростью [13]. Все языки ведут свое начало от четырех элементов – Сал, Бер, Йон и Рош. Эти элементы были подвластны магам (племенным шаманам), которые с их помощью обращались к родовым тотемам. То есть, по мысли Марра, язык возник не из трудовой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=